Цивилизация Россия

11 июля 2023 года в Москве прошла ежегодная летняя Сретенская конференция по теме «Цивилизация Россия», собравшая представителей различных научных дисциплин и направлений. 

С докладами выступили – С.Д.Баранов (Изборский клуб) – «Цивилизация Восточной Европы – цивилизация оси», А.Е.Вайц (Сретенский клуб) – «Демографическая платформа России», А.Н.Соломатин (ВЦ РАН, Сретенский клуб) – «Развитие цивилизаций – энтропийный подход», Ю.И.Грибанов (Сретенский клуб) –«Ключ к будущему», Н.В.Белотелов (Сретенский клуб) – «Коэволюция человека и биосферы – (математическое моделирование)», С.Г.Ильинская (ИФ РАН) – «Теория цивилизаций – методологические и прикладные аспекты», А.Б.Фролов (разработчик систем психофизического мониторинга) –«Феноменология перехода: прикладные аспекты», Л.А.Колесова (модератор Сретенского клуба) – «Цивилизация и матрикс». А.В.Щербаков предоставил письменную презентацию «Русская цивилизация в 21 веке».

В ходе выступлений и дискуссии были изложены многочисленные предложения, модели, выводы и гипотезы относительно места, устройства и будущего России как самобытной цивилизации, ее роли в создании нового мирового порядка и новой цивилизационной полицентричной архитектуры мира, о планетарной цивилизации и ее цикличности и фазовых переходах. Так, например, С.Д.Барановым была предложена описательная концепция России как части Восточно-Европейской цивилизации, Л.А.Колесовой – структурно-антропологическая модель самобытной России как Северо-Евразийской цивилизации (в ее гетерархической форме), А.Б.Фроловым – антропная модель мировой цивилизации в распределенном фазовом биосферном переходе от зоопопуляционной формации к психосоциальной, Н.В.Белотеловым - математический концепт для отображения биосферно-антропологического взаимопроникновения человека, природы и культуры в самой России и в мире в целом, позволяющий перейти от феноменологического описания к прогнозированию дальнейшего хода цивилизационной коэволюции.

С.Д.Баранов выделил наиболее значимые элементы Восточно-Европейской цивилизации как одной из четырех крупных индоевропейских цивилизаций (Запада, славянства, Ирана, Индии) и как стержневой для России, указав на синтез славянофильства и панславизма, византизма и православия, евразийства, русизма (Русского мира), советизма и социализма, западничества и европеизма, гиперборейства, с особым - осевым- типом человека (русский характер) и общества (групп диффузного общения), и самоосмысления – соборного персонализма, духовной антропологии, историософии цивилизаций.

В материале А.В.Щербакова осмысление цивилизационного измерения России было представлено как русский проект синхронно происходящих четырех кризисов современности – экономического – окончания капиталистической эпохи, политического – смена мирового лидера и завершения Западной гегемонии, антропологического – перехода от потребительства к творчеству, смыслового – перехода от примата материального начала к духовному и создания Единого Гармоничного Человечества. Ход этого кризиса обнажает четыре сценария – западноцентризм, хаос (игра без правил), межцивилизационное взаимодействие, формирование нового глобального объединения и формирование нескольких макрорегионов с локально-цивилизационным содержанием – Китай, Индия, США (англосаксы), Россия. Данный кризис – в изложении А.В.Щербакова – это квантовоподобный процесс, где есть – первое – неотвратимость, и – второе – уникальная возможность формирования будущего своими руками и мыслями, где имеются четыре важнейшие черты – единство разнообразия, общество творцов, безусловная любовь и семья как продолжение рода, именно это и есть суть русского проекта конструирования нового мира.

В докладе Л.А.Колесовой указанный глобальный цивилизационный переход и квантопоподобная антропологическая трансформация цивилизации вообще и каждой локальной цивилизации в отдельности, рассматривается не столько как неотвратимость, сколько как фундаментальный элемент локально- и обще-цивилизационного метаморфоза. Проход через антропо-экзистенциальный барьер (кризис) протекает наподобие полного метаморфоза в живой природе и матричной эволюции человека и преодоления им аутотоксикоза (биологического и духовного). Цивилизация неизбежно сбрасывает с себя собственные отжившие формы, и, чтобы выжить и состояться, вырабатывает новую живую матричную ткань, где нет места деструктивному потребительству, насилию и гегемонии, но есть гуманизм, самоограничение, самосохранение, самоосмысление и развивающаяся целостность (гомеорезис). В каждой цивилизации есть сращение сети и иерархии в синтезе пяти сфер – языка и мировоззрения, природы и веры, дела и воли, судьбы и доверия к человеку, пути и жертвы, где каждая цивилизация обретает свой вариант целостности. В России целостность связана с жертвенно-героическим началом и подвижничеством, соборным началом и человекоцентричностью. Западная техногенная цивилизация, поправ собственного человека и претендуя на общемировую трансцендентную гегемонию, рискует не пройти цикл собственного цивилизационного метаморфоза, ввергая весь мир в риск обще-цивилизационного уничтожения.

С.Г.Ильинская остановилась на неизбежности холистического понимания самого концепта цивилизации как особого осмысленного образа, самоосознания самой России как самобытной цивилизации, тяготеющей к сохранности традиционных форм хозяйственной и культурной жизни, с перманентным императивом внутреннего напряжения, в том числе для отражения внешних угроз, защиты гигантской территории, выживания в условиях суровых климатических условий, с малым прибавочным продуктом и ментально-культурным разрывом элит и народа.

А.Н.Соломатин рассматривает современное развитие мировой цивилизации как непрерывную борьбу с энтропией, включая как природную, так и рукотворную – информационную энтропию. При этом глобальные проблемы есть следствие роста энтропии в глобальной системе Земли, за счет изъятия невозобновляемых природных ресурсов и выбросов в окружающую среду загрязнений, а также следствием того, что исторически классическим способом решения энтропийных проблем были захватнические войны и освоение новых территорий, что в настоящих условиях перехода от «пустого мира» к «полному миру» нереально – расширение более невозможно. А.Н.Соломатин подчеркивает, что в этих условиях перспективы русской цивилизации достаточно позитивны – изобилие природных ресурсов и экологического материала для нейтрализации загрязнений, малый объем энтропии, но есть важнейшая задача справиться с управленческими проблемами, серьезными проблемами в области производства, развития науки и образования, устойчивости собственных ценностных ориентиров и демографии.

В связи с серьезностью демографических проблем в России на конференции особое внимание было уделено – в фундаментальном исследовании группы А.Е.Вайца- именно «ценностно-демографической наполненности» России, непрерывности ее цивилизационного самовоспроизводства и самосохранения, сохранности «круга жизни - «народопотока» и семейного начала. Были предложены – «Дорожная карта демографии 2035», карта постадийных изменений социально-культурного развития России в 1917-2050 г.г. от аграрно-индустриального общества через кризис к новой социальной формации, со сменой политико-культурной модели, методологические решения демографических проблем как социальных болезней – устранение факторов риска (просвещение), раннее обнаружение и лечение (экстренная помощь, создание системы сохранения матери и ребенка), уменьшение и коррекция осложнений (реабилитация, центры гуманитарной помощи, приюты и пр.), а также методология круга ценностно-культурного воспроизводства народа в непрерывном цикле «межпоколенческой подковы» пяти возрастов, когда дети и молодежь видят свое будущее через призму опыта старшего поколения и усвоения демографическо-ценностной культуры.

В материале А.Б.Фролова были представлены результаты и выводы о сути перехода мира к психосоциальной формации и неизбежности антропной самоорганизации в форме как социо-психической, этико-нравственной, так и личностной сингулярности. Это означает рост значимости всей системы информационно-голографических-экранов восприятия (ИГЭ) – в самом обществе и у каждого человека, но у поколений современной молодежи и детей ИГЭ нуждается в особом внимании и перестройке всей системы образования и воспитания. Поэтому важно включение антропного фактора как основного во множество процессов регуляции и управления всеми средами и сферами цивилизации без исключения, для активного противостояния психическим эпидемиям как возврату архаических, ретроградных форм поведения, неизбежных при подобных крупных цивилизационных переходах. Возникающий антропный взрыв серьезно наращивает значимость всех сторон субъектности именно в управленческих сферах, связанных с личной ответственностью, обратной связью человека, общества и государства, всех институтов и организаций, групп, семей, формирования нового антропного контура экономики как домостроительства, обеспечения всех антропо-витальных потребностей человека и создания антропного фундамента цивилизации – воспитания, образования, науки.

Много материала на конференции было посвящено исследованию основных цивилизационных элементов управления в России, в том числе развитию структуры государства-цивилизации. Так, Ю.И.Грибановым было указано на неизбежность формирования «Московского консенсуса» для предотвращения цивилизационного коллапса, для этической перестройки всей системы управления, достижения личностно-центричности и научной ориентации управления.