01.02.2022

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ. 

СВЯЩЕННЫЕ РУБЕЖИ СВЯТОЙ РУСИ

собрал протоиерей Владимир Теплов
Настоятель храма Святых Царственных Страстотерпцев
Алатырская епархия 

Опыт православного соборного осмысления

Священные рубежи Святой Руси

Священные рубежи Святой Руси, это не государственные границы, а смысловые ядра возрождения духа в нашем ментальном сознании. Термин, который у всех народов подчёркивает их религиозное назначение и выделенность из общего контекста святости. Для России — это вехи цивилизационного развития, определившие ценности, идеалы и смыслы жизни Русского Мира. В видимом смысле — это географическое место на карте Отечества, в невидимом — сакральные смыслы, нравственные границы и духовные пределы, на защите которых народ всегда стоял непоколебимо.

По этим признакам, в данном контексте темы, для рассмотрения были определены Херсонес в Крыму, Куликово Поле в Тульской области и Храм на крови в Екатеринбурге.

По разным причинам понятие «Священных рубежей» в нашем сознании, социокультурной, да и религиозной практике ещё не сложилось. Причина, в том числе и в общепринятых, не искушённых в вопросах веры подходах организации пост-российского социо-культурного пространства. Именно они определили во многом статусность и смысловой вес Херсонеса — как историко-археологического музея, Куликова поля — как музея-заповедника, Храма на крови в Екатеринбурге — как исторического храма-памятника. Ничего в этом плохого нет, если не учитывать то обстоятельство, что таковыми они на внешне событийном уровне в нашем сознании и остаются.

Что может это восприятие поднять на качественно другой уровень? Когда и что, ценностно нового мы можем приобрести в нём и при каких обстоятельствах? Всегда, когда мы всматриваемся своим сердечным оком во «внутреннее» этих событий и когда начинаем видеть, что они наполнены глубоким духовным смыслом. Все три обозначенных исторических места объединяет единое начало — жизнь Истины в судьбе нашего народа и стояние за неё, вплоть до принесения кровной жертвы ради сохранения бытийного Целого всех и Сущностного в нём.

Это и есть «Священные рубежи» — плод напряжения духа не одного десятка, сотен людей, поколений, а выразителем этого напряжения всегда становится та или иная историческая личность, обозначавшая появление не только этих рубежей, но и их нравственных границ. Именно она, эта личность, проявляла всегда мужество и решимость, брала на себя всю историческую ответственность, являя в сознании всех последующих поколений людей пример подвига веры, непоколебимого стояния в истине и достигая высоких своих пределов святости.

Вот их, всем нам известные имена — святой равноапостольный и великий князь Владимир, святой преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный князь Дмитрий Донской, св. Царственные страстотерпцы с верноподданными

КРЫМ. ХЕРСОНЕС

Крым, Херсонес — это место приятия от Византии святым князем Владимиром культурного кода Святой Руси — в основе которого лежат идея духовного восприятия мира и идея святости. В Крещении Руси, по исследованию наших историков, союз с Византией получил своё геополитическое завершение. Херсонес стал кульминационной точкой русско-византийских отношений в течении двух столетий. В смыслах крещения князь Владимир взял на себя тогда личную инициативу и ответственность кардинального преображения духовного облика людей.

«Да будет Бог всяческая во всех» (1 Кор. 15: 28) стал теократическим принципом Руси, став впоследствии тем самым духовным наследием и заветом святого князя Владимира который состоит в неразделимости Божественного и человеческого как в личной, так и общественной жизни человека. Это был лишь идеал, но в силу своего библейского статуса — идеал вечный. Как конечная цель, только он и способен задать вектор развития Русского Мира в русле заветов своего основателя.

Масштаб преображения жизни Святой Руси того времени свидетельствует о том, что борьба за это преображение была продиктована не просто сиюминутным порывом князя, а отражала его решимость построить социальное государство, основанное на христианских идеалах и ценностях.

Приняв христианство, мы обрели ту духовную объединяющую силу, на почве которой наши предки и осознали себя единым народом. Потому Крым, Херсонес, Севастополь для нас и для будущего России имеет такое же сакральное значение как Гроб Господень в Иерусалиме, как Косово Поле в Сербии - это источник того духа, которым созидалось всё историческое будущее нашего Отечества.

С принятием христианства свершается усвоение творческого ядра Византийской цивилизации Россией. Византийское наследие органично входит в российские исторические ткани, становится неотъемлемой составляющей российского историко-культурного процесса, источником оформления самобытного лика России и пробуждает ее грандиозные исторические силы.

Сердцем Крыма, духовным нервом и по сей день является крепость Мангуп-кале (княжество Феодоро) — последний оплот византийской империи. 

КУЛИКОВО ПОЛЕ

Куликово Поле — это колыбель объединения нашего народа. Именно здесь они приняли от преп. Сергия Радонежского духовный код Святой Руси — в основе которого лежит идея жертвенного служения Отечеству и который положил начало нового исторического этапа развития народа.

Битва на Куликовом Поле тесным образом связана с именем преп. Сергия Радонежского. Построенный на месте Куликовской сечи, на Красном холме, храм в честь святого и по сей день хранит живое дыхание его молитв, собирая многочисленных паломников со всех российских весей, чтобы они стали преемниками его духа. Куликово поле, служба в храме преп. Сергия и причастие Святых Таин дали участникам круглого стола переживание того, что мощи преп. Находятся в Троице-Сергиевой Лавре, а дух Его и по сей день пребывает на Куликовом поле. Куликово поле, в его сакральном значении, было делом всей его жизни.

Троице-Сергиева Лавра основана и создана преподобным в честь Пресвятой Троицы — образа, перед которым он молился о единении русских земель, о преодолении княжеских междоусобиц. Образ Троицы — это образ единства и любви. В лицах Святой Троицы является как раз это тайное единство, единство любви в единстве Бога-Отца, Бога-Сына и Святаго Духа. Сегодня самое главное, что нам жизненно необходимо — это искать друг с другом любви и единения, чтобы в конечной полноте нашего бытия слова преп. Сергия стали центром нашего существования.

Результатом нашей паломнической поездки на Куликово поле и проведения там круглого стола, стало понимание Куликова Поля как места особого священного подвига веры тысяч наших соотечественников во имя сохранения Православия на Русской земле, сохранения своей культурно-национальной идентичности и своей национальной идеи — идеи святости.

Под святостью на Руси понималось всегда то, что отмечено присутствием Бога на земле, выражает принадлежность к сфере Божественного и указывает на внутренние благодатные свойства как священного места, предмета, так и человека. Это идеал личного устроения и по слову священника Павла Флоренского — нерв всей русской цивилизации. 

ЕКАТЕРИНБУРГ. ХРАМ НА КРОВИ

Екатеринбург, Ипатьевский дом — это не просто место расстрела царской семьи, это место распятия идеалов Святой Руси. В этом городе явилось видение особого промысла о нашей стране, важного смысла в этом последнем царском служении, закончившемся мученическим и смиренным восхождением на Уральскую Голгофу. За этим восхождением вслед за царственными мучениками на эту Голгофу взошёл и весь российский народ. В одном евангельском тексте Господь предлагает сохранить или потерять жизнь: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет». Царская семья приняла это загадочное и трагедийное поучение, как руководство к действию: «потерять душу» — это значило для них жить ради Христа. Практически это выражалось в желании послужить семье, стране, Богу, и в логическом завершении служения «отдать свою душу».

Пример святого Царя Николая II и всей его Семьи — это вершина христианского служения, являясь её апогеем. Это пример самоотверженного христианского понимания долга, хранения устоев православного государства в их идеальном выражении, хранительницей христианской морали и смысла жизни. Прошедшее столетие памяти их трагической кончины засвидетельствовало всем, что казнь Царской семьи был религиозным актом. И заключается он в том, что в Екатеринбурге, в лице святых царственных страстотерпцев и их верных подданных, Русский Мир обрёл не только царскую, но и РУССКУЮ ГОЛГОФУ.

Тайна Голгофы и голгофской искупительной жертвы кроется в законе зерна и в словах Спасителя перед своим распятием — «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Это главный закон, по которому строится Мир Божий. Всё, что сегодня происходит на «царском месте» в Екатеринбурге — тому свидетельство. Храм на Крови — место рождения нового народа Божьего и нового Государства Российского в законе зерна. Царь-мученик Николай II перед своей кончиной передал своим подданным через княжну Ольгу, как некое завещание, как некую закваску для будущих поколений христиан, следующие слова:

«Отец просит передать всем тем, кто остался ему предан, и тем на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет ещё сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь.»


РУССКАЯ ГОЛГОФА – СОБОРНОЕ ЕДИНЕНИЕ

Для становления Соборных тенденций в недрах Русского Народа и формирования сильной Державной власти, необходимой для строительства Русского Мира, Всевышний избрал Урал и в частности город Екатеринбург — место Русской Голгофы. Через это, помеченное Богом место, проходит невидимая связь со всеми Новомучениками России, этих жертв репрессий 20-50-х годов прошлого столетия, бывших поданных Российской Империи.

Екатеринбург — Вознесенская Горка – Ганина Яма — пункт сосредоточения всего Русского Соборного единения — место распятия православной России и место ее будущего воскресения.

Сакральный смысл происшедшего на Вознесенской Горке в том, что на ней, в Ипатьевском доме было совершено злодеяние и пролита безвинная кровь всей царской династии - были казнены Помазанник Божий, Русский Царь Николай Александрович с Августейшей семьей и верными слугами. Для понимания всей духовной глубины события наше внимание акцентируется на том, что в Ипатьевском доме палачи учинили расправу над грешниками, погибших в тлении.

Где же находится Ганина Яма, там совсем иная картина — там палачи терзали уже не грешников, но святых.

Таким образом, дьявол и его слуги хотели сокрушить не только Воинствующую, но и Торжествующую Церковь, а для православных это исторически тот вектор, которым они всегда призваны идти — вслед подвига веры своих святых.

Между Вознесенской Горкой и Ганиной Ямой проходит дорога, по которой везли Царственных мучеников. Важность понимания её в том, что и эта дорога тоже Голгофская.

Ипатьевский дом на Вознесенской Горке, дорога на Ганину Яму, Ганина Яма — всё это Крестный Путь Царственных Страстотерпцев с подданными к Русской Голгофе.

Итак — путь в двадцать километров, народ идёт с молитвой и хоругвями от Вознесенской Горки по дороге на Ганину Яму, на то место, где мученики и страстотерпцы восстали святыми, восстали уже не в своей, но в Божией Славе. И это не простая двадцати километровая дорога, дольняя, эта дорога горняя — Дорога в Небесный Иерусалим. Это та самая Дорога, которая соединяет для всего Русского Мира Землю и Небо. И сам Царь со всей своей святой семьёй и верноподданными зовет весь Русский Народ, всех православных взойти Крестным ходом на Небо, как и он последовал за Христом.

Каждый год, ранним утром, 17 июля не один десяток тысяч людей идут Крестным ходом по Дороге с духовным плачем и молитвой к Царю о своём усыновлении, ибо с казнью Царя-помазанника Божия, в Русский Мир вошла безотцовщина.

Этот Великий Царский Крестный ход для Русского Мира — ещё одна Пасха, о которой святой праведный Серафим Саровский предрек: «Придет время и в середине лета запоют Пасху».

Время пришло, потому что одновременно с Царскими Днями в Екатеринбурге воскресает и Святая Русь.


Опыт православного осмысления «Священных рубежей» это возвращение к истокам, истокам нашей веры и нашего духа, без которых невозможно строить ни своё «личное», ни наше «гражданское».

Всякий раз, совершая чудо того или иного исцеления Христос прежде всего спрашивал: «Веруешь ли?». Его этот вопрос всегда был глубже, чем свидетельство тому, что Бог существует. Но вопрос к страждущему был в другом, в том, что готов ли ты воплотить эту веру в своей жизни, готов ли ты к изменениям, готов ли ты стать другим — вот в чём суть Его вопроса «о вере».

И пусть ответом на вопрос — «веруешь ли?», будут наши дела и поступки. 


ФИЛЬМ  «КУЛИКОВО ПОЛЕ»