09.08.2025
Как разрабатывать жизнеспособные отраслевые экосистемы цифровых платформ (ОЭЦП)?
Владимир Румянцев, Александр Шохов
Прошлые попытки решить задачу платформизации отраслей
Задача разработки отраслевых экосистем цифровых платформ (ОЭЦП) ставилась в России на самом высоком уровне неоднократно.
В частности, во исполнение указов Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, 4 июня 2019 была утверждена Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Были разработаны Единая цифровая платформа развития оборонно-промышленного комплекса, Федеральный кадровый центр оборонно-промышленного комплекса, Единая цифровая платформа управления развитием гражданских производств оборонно-промышленного комплекса, Типовая информационная система для оборонно-промышленного комплекса (разработчики РФЯЦ-ВНИИЭФ и Цифровое предприятие «Консорциум»), цифровые платформы в рамках нацпроекта по развитию беспилотников и другие платформенные решения.
Перечисленные выше продукты обладали рядом особенностей, которые воспрепятствовали их успешному использованию. Детальное изучение этих проектов с разбором недостатков — это задача отдельного исследования, которое, как и всякое изучение допущенных ошибок, потребует внимания, сил, времени и средств. Главная особенность перечисленных разработок состояла в том, что они не задумывались, не проектировались и не кодировались как исчерпывающе-достаточная цифровая среда для взаимодействия отраслевых акторов, они реализовывались как отдельные кусочки отсутствующей целой картинки. Вероятно, у их инициаторов была надежда на то, что целая картинка соберётся сама собой. Однако оказалось, что это куски разных картинок, а не одной. Проявилась хорошо известная проблема держателя целого: никто не захотел взять на себя эту роль. Разработки делались без согласования методологии и терминологического аппарата, источников и форматов данных, многие из них реализовывались по концепции ГИС, то есть задумывались не как цифровые среды взаимодействия акторов, а всего лишь как место ввода заявок, обращений, вбивания руками какой-то информации о прошлых периодах деятельности и т.п. Никто из разработчиков не формулировал для себя задачу построить платформизированную систему управления отраслями и экономикой, получающую данные в режиме реального времени: по всей видимости, всем инициаторам разработки цифровых платформ такая задача казалась сверхсложной и нерешаемой. Никто из разработчиков перечисленных решений не придерживался аутопойэтических принципов, сформулированных далее в этом тексте, поэтому разработанные ими решения оказались принципиально фрагментарными, ни о какой интероперабельности речь идти в принципе не могла. В настоящее время в РФ разработано около четырёх тысяч ГИС, но они не представляют собой единой цифровой среды, более того — они плохо стыкуются между собой. Поэтому декларируемое намерение объединить ГИС друг с другом в цифровые платформы обречено на провал. ГИСы создавались для коммуникации госорганов между собой и для коммуникации государственных и бизнес-структур. Внедрение ГИСов привело к увеличению числа нормативно-правовых актов и форм отчётности. Функционал ГИСов не предполагает коммуникацию и операционное взаимодействие между бизнес-акторами. Известные всем частные платформы (Ozon, Yandex, Wildberries и др.) экономически рентабельны, но практически неконтролируемы со стороны государства. Из этого следует простой вывод: жизнеспособные и управляемые со стороны государства ОЭЦП могут создаваться только в формате государственно-частного партнёрства.
Задача платформизации отраслей и всей экономики становится для государства Российского всё более актуальной. Поэтому она актуализируется вновь и вновь. Её можно решить, но нужно перестать повторять прошлые ошибки.
В послании Федеральному собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года президент России В.В.Путин подчеркнул: «Считаю, что к 2030 году нужно сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы. Эти и другие комплексные задачи будут решаться в рамках нового национального проекта «Экономика данных».
В распоряжении Президента Российской Федерации от 14.10.2024 г. № 325-рп «О межведомственной рабочей группе по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ» сказано: «Межведомственная рабочая группа по развитию экосистем цифровой экономики и цифровых платформ (далее - межведомственная рабочая группа) является координационным органом, образованным в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти, Банка России, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций при реализации государственной политики в области развития экосистем цифровой экономики и цифровых платформ, выработке механизмов регулирования экосистем цифровой экономики и цифровых платформ как новых форм организации экономических отношений, характеризующихся высокой скоростью обмена информацией при совершении юридически значимых действий, разработкой хозяйствующими субъектами, относящимися к различным отраслям экономики, новых технологий и внедрением ими инноваций межотраслевого значения…» [http://www.kremlin.ru/acts/bank/51186].
Выступая 20 июня 2025 года на ПМЭФ Президент РФ В.В.Путин обозначил в качестве одной из целей развития «переход к новому технологическому укладу, основанному на цифровых платформах, искусственном интеллекте и автономных системах, способных принимать решения даже без участия самого человека» [Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума • Президент России].
Жизнеспособная отраслевая экосистема цифровых платформ как аутопойэтическая система
Греческое слово «аутопойэзис» можно перевести как «самопорождение» или «самовоспроизводство». Аутопойэтические системы производят всю полноту продуктов, процессов, явлений, всю необходимую информацию, все востребованные форматы коммуникации и взаимодействия, которые необходимы населяющим их акторам для дальнейшего функционирования и развития. Именно это делает аутопойэтические системы жизнеспособными. Примеры аутопойэтических систем — экосистема нашей планеты, жизнь, сознание, коммуникация, экономика, наука, культура, искусство и иные самовоспроизводящиеся жизнеспособные сложные организованности. В аутопойэтических системах можно наблюдать синергетические закономерности (самоорганизацию и саморазвитие), внутри них происходит коэволюция различных подсистем, которые во взаимодействии стимулируют развитие друг друга.
Отраслевая экосистема цифровых платформ (ОЭЦП), являющаяся цифровой средой для взаимодействия различных акторов, может быть жизнеспособной, если она спроектирована и разработана как аутопойэтическая.
Принципы построения ОЭЦП как аутопойэтической системы можно сформулировать следующим образом:
1. Принцип конвейерной разработки кода цифровых платформ. Чтобы решить задачу государственного управления отраслями и экономикой, необходимо разработать около 270 ОЭЦП, каждая из которых будет собираться из 7-15 цифровых платформ. Чтобы разработать такое количество цифрового кода, необходимо использовать конвейерный принцип разработки цифровых платформ, при этом код платформ должен писаться с использованием AI, а сам функционал платформ должен разрабатываться под активное применение AI и IoT в обработке данных [https://www.youtube.com/watch?v=7kU1B98fRNo]. Конвейерный подход к разработке позволит обеспечить методологическое единство кода и сделать цифровую архитектуру платформ одновременно и гибкой, и универсальной, тем самым обеспечив интероперабельность.
2. Принцип многообразия спроса и предложения. В цифровой среде ОЭЦП каждый актор может найти множество вариантов товаров, услуг, технических решений, инноваций, которые необходимы ему для текущей деятельности и для её развития. Развитие деятельности — это процесс прироста производительности труда засчёт внедрения эффективных инноваций, снижающих себестоимость продукции и услуг и увеличивающих доход и прибыль актора.
3. Принцип сетевой самоорганизации (синергетический принцип). Синергетические закономерности проявляются в эволюции цифровых сред и могут способствовать лучшему пониманию процессов и явлений в сверхсложных объектах управления. Самоорганизация и коэволюция цифровых платформ внутри ОЭЦП происходят на основе общей методологии разработки и в едином концептуальном пространстве.
4. Принцип прямого взаимодействия. Каждый актор может взаимодействовать с каждым. Взаимодействие включает в себя все опции: от обмена сообщениями и файлами до подписания контрактов, безопасных взаиморасчётов, решения спорных ситуаций, автоматического контроля исполнения обязательств акторами и автоматического формирования необходимых отчётных документов для государственных органов.
5. Принцип государственно-частного партнёрства (ГЧП). Государство является одним из акторов ОЭЦП и одним из совладельцев ОЭЦП, чтобы защищать общественные интересы, осуществлять контрольно-надзорные функции и получать в режиме реального времени полную информацию о состоянии дел в отрасли для принятия государственных решений.
6. Принцип наблюдаемости. Поскольку ОЭЦП являются цифровыми средами для взаимодействия акторов, любое взаимодействие в реальном времени (то есть в каждый момент «сейчас») генерирует данные, которые могут быть обработаны «на лету», и превращены в информацию, на основе которой можно увидеть ситуацию в отрасли в целом. Информация может быть представлена в виде многостраничных дэшбордов (умных панелей), содержащих ключевые показатели, графики и таблицы, дэшборды обеспечат наблюдаемость актуального состояния объекта управления в момент «сейчас».
7. Принцип управляемости и неотделённости системы управления от объекта управления. Управляемость достижима только в том случае, если управленец получает информацию о состоянии объекта управления онлайн, в режиме реального времени, видит ситуацию, сложившуюся здесь и сейчас. Только в этом случае оказывается возможно управлять объектом управления, принимая актуальные и эффективные решения. Управленческие решения в цифровых средах — это решения об изменении кода цифровой платформы, управленческие решения при этом становятся самоисполняемыми, поскольку обойти или обмануть алгоритм акторы не могут. В то же время на основе принципа наблюдаемости управленец может видеть последствия принятого решения практически сразу после его принятия. При необходимости он может откорректировать принятое решение. По сути, принцип управляемости можно сформулировать как принцип поступления информации о состоянии объекта управления в режиме реального времени, что означает неотделёность системы управления от объекта управления временными или пространственными промежутками и возможность для субъекта управления непосредственно влиять на ситуацию «здесь и сейчас».
8. Принцип автоматического исполнения нормативно-правовые актов. Все действующие нормативно-правовые акты кодируются в алгоритмы платформы, и становятся автоматически исполняемыми, — ни один актор не сможет действовать в обход алгоритмов. В случае противоречий или неоднозначности в нормативно-правовых актах, они должны быть оперативно отредактированы и приведены в соответствие друг другу.
9. Принцип естественного отбора. Каждый актор имеет право выбирать для взаимодействия тех акторов, которые предлагают более выгодные условия и у которых накоплен значительный репутационный капитал. Единственное исключение — государство как актор. С государством как контролирующим, надзорным и управляющим актором все остальные акторы (в том числе операторы ОЭЦП) должны взаимодействовать по его правилам.
Краткие тезисы о различии цифровых форматов
ГИСы:
1. Не могут создавать трансакционные многосторонние платформы между коммерческими пользователями.
2. Увеличивают количество отчётности хозяйствующих субъектов.
3. Ускоряют генерацию новых нормативно-правовых актов (НПА), при этом появление новых противоречий между ними не отслеживается.
Частные цифровые платформы:
1. Создаются по венчурной модели, но в РФ венчурный капитал используется в очень небольших масштабах.
2. В случае успешного создания (шансы менее 1%) частные цифровые платформы становятся критической инфраструктурой в своей сфере жизнедеятельности и вынуждены брать на себя функции её регулятора.
3. Фрагментарный характер регулирования мировой экономики создаёт благоприятные условия для ускоренного развития цифровых платформ, что, в свою очередь, делает регулирование экономики со стороны государств ещё более трудной задачей. Данная конфигурация порождает комплекс регуляторных вызовов, включающих необходимость разработки специализированных механизмов надзора, обеспечение баланса между инновационным потенциалом платформ и защитой общественных интересов, преодоление сопротивления цифровых платформ регулирующему воздействию со стороны государств, а также противодействие нарушениям антимонопольного законодательства.
ОЭЦП в ГЧП формате:
1. Все отрасли платформизируются, переходя на алгоритмическое регулирование взаимодействия акторов.
2. Производительность труда кратно растёт во всех платформизированных отраслях, за счёт AI/IoT и ускоренного внедрения инноваций.
3. Самоорганизующаяся интеграция всех ОЭЦП, создаёт интероперабельную метасистему, дальнейшее развитие которой приведёт к планетарной системе хозяйствования.
4. Объектом управления в рамках метасистемы являются цепочки пределов, пронизывающие множество отраслей, при этом самими отраслями, их компаниями и специалистами в отраслях будет заниматься оператор ОЭЦП.
5. После появления ОЭЦП и интеграции с ними отраслевых ГИСов (с развитием ГИСов до алгоритмического регулирования отраслями) появится возможность создать над ГИСами автоматизированную систему прогнозирования и стратегического планирования всем хозяйственным комплексом России с встроенными механизмами реинжиниринга всех инфраструктур.
6. ОЭЦП обладает свойствами трансграничности, т.е., возможностью присоединять к нашему экономическому контуру предприятия и специалистов из других стран. Таким образом, развитие ОЭЦП будут автоматически увеличивать наш масштаб кооперации, международного сотрудничества и наше влияние на процессы, происходящие в мировой экономике.
______________________________________________________________