09.07.2022

Культурные механизмы аффективной регуляции поведения коллективного субъекта  

Александр Сухарев

Теоретическая основа 

Философско-антропологическая концепция синтеза хаоса и космоса, закон направленности субъекта Вселенной на идеал синтеза хаоса и космоса осуществляется Логосом (А.В. Сухарев)

Трансдисциплинарная этнофункциональная антропология (Сухарев А.В.)

Теория психического образа (Б.Ф. Ломов, Л.М.

Веккер, А.А. Гостев. и др.).

Теория ведущего аффекта при депрессивных расстройствах (О.П. Ветоградова)

В норме рассматриваются типы ведущих эмоциональных состояний (А.В. Сухарев) 

В условиях этнокультурной и нравственной «мозаичности» эпохи постмодерна потоки разнородной информации (О. Тоффлер) порождают в ментальности индивида и общества нарастание и закрепление чувства ТРЕВОГИ как ведущей психологической характеристики современного человечества (С. Кьеркегор, Р. Мэй и др.). Изначально тревога – это психологический коррелят начала адаптационного синдрома, который в норме переходит в стадию компенсации и даже гиперкомпесации. Но условиях хронического информационного и биологического стресса тревога закрепляется, эндогенизируется и становится ведущим эмоциональным состоянием или аффектом (в патологиии).

Низкий уровень тревоги стимулирует человека (если есть энергия). Средний и высокий уровни управляют поведением в стрессе. Сверхвысокий уровень тревоги – патология, дезорганизация деятельности. При длительном состоянии может приводить к тоске, апатии или, напротив, к гневу.   

Культурное развитие человеческих сообществ и индивида можно рассматривать как трансформацию ментальности от ступени предельной архаики («первичный хаос», В.Р. Арсеньев) связанной с приоритетом представлений геолокальной природы, магии, рода. Далее следует ступень надэтнически-религиозная (премодерн) (относительно универсальные представления мировых религий), затем модерн (универсальные представления общего блага и естественно-научные) и постмодерн как «нравственная безосновность» и релятивизм во всем.

ТРЕВОГА – следствие воздействия этнофункционально разнородной информации, психологической и биологической. Особенно дезадаптирующую роль играет этнодифференцирующая архаика. Этноинтегрурующая архаика играет адаптирующ. роль.  

Управляющие представления и аффекты  

Формирование типа аффекта в онтогенезе (в ОБРАЗОВАНИИ) 

Терапия ведущих аффектов в обществе базовыми
природными и природно-анимистическими представлениями 

Исследования показывают, что «трансцендентные операционалы» (А.В. Сухарев), т.е. «места», «эйдосы», включающие потенциальную готовность для усвоения этноинтегрирующих архаических и, отчасти, надэтнически-религиозных представлений и представлений модерна в ментальности субъекта и даже последовательность их включения «трансцендентно» сохраняются в ментальности. Образование возможно, если развитие лишь искажено.

Но если культурно-воспитывающих воздействий до 5 лет нет вообще, то эти «трансцендентные операционалы» закрываются и образование становится практически невозможным. Если оптимальный возрастной период упущен (до 5 лет), «поезд уходит» – случай «Маугли».  

Концепция этнофункционального синтеза хаоса и космоса, учитывает не только их полноту и иерархию в структуре ментальности (степени синтеза хаотизирующих и космизирующих представлений), но и их природную и культурную специфику в различных ареалах планеты (их этническую функцию). Верификация возможна на основании принципа единства микро- и макрокосма. Оптимум развития по психологическим и непсихологическим показателям достигается при высоких степенях синтеза хаотизирующих и космизирующих представлений субъекта.

В качестве верифицируемого концепта «среднего уровня» (Р. Мертон) мы предлагаем компонент хаотизирующей архаики обозначить его ведущим представлением «Природа», космизирующий надэтнически-религиозный компонент обозначить ведущим представлением «Бог», а универсально космизирующий компонент модерна обозначить «Знание». Верификация – по анализу интернет-запросов. Предполагается, что запросы «Природа» – преимущественно этноинтегрирующие. 

Ориентация на благоустройство общества по оценке качества жизни по объективным и субъективным показателям:

«ВВП по ППС» - валовый внутренний продукт с учетом паритета покупательной способности.

МИС – Международный индекс счастья:

  1. субъективная удовлетворенность жизнью;
  2. большой желательный срок жизни;
  3. экологический след - символизирует территорию, которая требуется для производства потребляемых нами ресурсов и поглощения производимых отходов. 

Последний компонент МИС условно учитывает степень гармоничности развития системы «человек-природа». 

Качественное сравнение соотношения количества сетевых запросов по темам "Природа, ""Бог", "Знание« для стран с высокими и низкими значениями показателя темпов роста "ВВП по ППС" и индекса "МИС" 

Исходная матрица оптимизации развития субъекта Вселенной 

Если соотносительный приоритет этноинтегрирующей архаики (без педалирования ПРИОРИТЕТА клерикальных и естественно-научных представлений) перманентно соблюдается в СМИ, ТВ и, особо важно, в ОБРАЗОВАНИИ пр., то соответствующие представления постепенно занимают свое место в «трансцендентных операционалах» (А.В. Сухарев). Необходима последовательная интеграция (высокая степень синтеза) в ментальности человека и общества этноинтегрирующих архаических (в т.ч. дохристианских), надэтнически-религиозных (в т.ч. православных) и модерна (естественно-научных и общего дела всех народов). Этот процесс интеграции приводит к конструктивным изменениям в показателях:

  • Нравственности (например, по качеству и количеству усвоенных библейских заповедей)
  • Интеллекта (в т.ч. креативного)
  • Психического и физического здоровья
  • Законопослушания
  • Снижению конфликтности (в т.ч. межэтнической и межконфессиональной)
  • Повышение ряда соц.-экономич. и экологических показателей взаимодействия человека и природы и пр. 

Специфика ведущего аффекта коллективных субъектов в различных странах

На примерах:

Россия, Мадагаскар, Гаити: тоскливо тревожный или дискардантный, тревожно-апатический. Низкая энергия – высокая потребность в «Природе» . Рис.2.

Дискардантность этноидентичности. Самая низкая потребность в «Религии» (перебор пропаганды и подозрительное отн. к «почитанию природы»). Как следствие – низкая потребность в «Знании». Низкое качество госуправления. Дисгармоничность взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сфер ментальности субъекта.. Низкий уровень эмоционального контроля, импульсивность эмоций, чувств, мышления. Низкая степень синтеза хаоса и космоса («борьба с остатками язычества» и, заодно, с почитанием природы). Очень низкая степень этноинтеграции. Мобилизационный путь развития Куба, Чили, Китай: оптимум, высокая энергия, высокое качество госуправления. Относительно невысокая потребность в «Природе» и «Боге» и, вследствие высокой степени синтеза этих представлений, - высокая потребность в «Знании».

Гармоничность взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сфер ментальности субъекта. Высокая степень синтеза хаоса и космоса – синкретизм дохристианских, католических и естественно-научных представлений. Отсутствие расизма. Инновационный путь развития. Очень высокая степень этноинтерации.

Соотношение количества сетевых запросов «Природа», «Бог», «Знание» по России и странам с высокими темпами социально-экономического развития 

Соотношение количества сетевых запросов «Природа», «Бог», «Знание» по России и странам с низким уровнем развития

Соотношение количества сетевых запросов «Природа», «Бог», «Знание» по России и развитым странам

Монографии
Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.
Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
Сухарев А.В. Развитие субъекта: Логос, космос и хаос. М.: Когито-Центр, 2022.
Сухарев А.В. Развитие русской ментальности.
Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
Статьи
Сухарев А.В. Китайское «экономическое чудо»: опыт психологического анализа // Пространство и время. 2018. № 1-2 (31-32). С. 107 – 118.
Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Роль значений
этнической функции представлений личности в изменении показателей
уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. C. 47-60.
Сухарев А. В. Сравнительный анализ развития естественнонаучного компонента немецкой ментальностив конце XIX – начале XX вв. в контексте ведущих западноевропейских стран. Часть 1,2 // Электронный научный журнал «ГосРег». 2020. № 3.
Сухарев А. В. Сопоставительный анализ развития русской ментальности в контексте стран, имеющих выраженные показатели ускорения развития // Вестник славянских культур. 2020. Т. 58. № 4. С. 110-121.
Сухарев А. В. Эмпирическое компаративное исследование ментальности России и стран с различными показателями уровня и темпов социально-экономического развития // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 120–128.