09.07.2022
Культурные механизмы аффективной регуляции поведения коллективного субъекта
Александр Сухарев
Теоретическая основа
Философско-антропологическая концепция синтеза хаоса и космоса, закон направленности субъекта Вселенной на идеал синтеза хаоса и космоса осуществляется Логосом (А.В. Сухарев)
Трансдисциплинарная этнофункциональная антропология (Сухарев А.В.)
Теория психического образа (Б.Ф. Ломов, Л.М.
Веккер, А.А. Гостев. и др.).
Теория ведущего аффекта при депрессивных расстройствах (О.П. Ветоградова)
В норме рассматриваются типы ведущих эмоциональных состояний (А.В. Сухарев)
В условиях этнокультурной и нравственной «мозаичности» эпохи постмодерна потоки разнородной информации (О. Тоффлер) порождают в ментальности индивида и общества нарастание и закрепление чувства ТРЕВОГИ как ведущей психологической характеристики современного человечества (С. Кьеркегор, Р. Мэй и др.). Изначально тревога – это психологический коррелят начала адаптационного синдрома, который в норме переходит в стадию компенсации и даже гиперкомпесации. Но условиях хронического информационного и биологического стресса тревога закрепляется, эндогенизируется и становится ведущим эмоциональным состоянием или аффектом (в патологиии).
Низкий уровень тревоги стимулирует человека (если есть энергия). Средний и высокий уровни управляют поведением в стрессе. Сверхвысокий уровень тревоги – патология, дезорганизация деятельности. При длительном состоянии может приводить к тоске, апатии или, напротив, к гневу.
Культурное развитие человеческих сообществ и индивида можно рассматривать как трансформацию ментальности от ступени предельной архаики («первичный хаос», В.Р. Арсеньев) связанной с приоритетом представлений геолокальной природы, магии, рода. Далее следует ступень надэтнически-религиозная (премодерн) (относительно универсальные представления мировых религий), затем модерн (универсальные представления общего блага и естественно-научные) и постмодерн как «нравственная безосновность» и релятивизм во всем.
ТРЕВОГА – следствие воздействия этнофункционально разнородной информации, психологической и биологической. Особенно дезадаптирующую роль играет этнодифференцирующая архаика. Этноинтегрурующая архаика играет адаптирующ. роль.
Управляющие представления и аффекты
Формирование типа аффекта в онтогенезе (в ОБРАЗОВАНИИ)
Терапия ведущих аффектов в обществе базовыми
природными и природно-анимистическими представлениями
Исследования показывают, что «трансцендентные операционалы» (А.В. Сухарев), т.е. «места», «эйдосы», включающие потенциальную готовность для усвоения этноинтегрирующих архаических и, отчасти, надэтнически-религиозных представлений и представлений модерна в ментальности субъекта и даже последовательность их включения «трансцендентно» сохраняются в ментальности. Образование возможно, если развитие лишь искажено.
Но если культурно-воспитывающих воздействий до 5 лет нет вообще, то эти «трансцендентные операционалы» закрываются и образование становится практически невозможным. Если оптимальный возрастной период упущен (до 5 лет), «поезд уходит» – случай «Маугли».
Концепция этнофункционального синтеза хаоса и космоса, учитывает не только их полноту и иерархию в структуре ментальности (степени синтеза хаотизирующих и космизирующих представлений), но и их природную и культурную специфику в различных ареалах планеты (их этническую функцию). Верификация возможна на основании принципа единства микро- и макрокосма. Оптимум развития по психологическим и непсихологическим показателям достигается при высоких степенях синтеза хаотизирующих и космизирующих представлений субъекта.
В качестве верифицируемого концепта «среднего уровня» (Р. Мертон) мы предлагаем компонент хаотизирующей архаики обозначить его ведущим представлением «Природа», космизирующий надэтнически-религиозный компонент обозначить ведущим представлением «Бог», а универсально космизирующий компонент модерна обозначить «Знание». Верификация – по анализу интернет-запросов. Предполагается, что запросы «Природа» – преимущественно этноинтегрирующие.
Ориентация на благоустройство общества по оценке качества жизни по объективным и субъективным показателям:
«ВВП по ППС» - валовый внутренний продукт с учетом паритета покупательной способности.
МИС – Международный индекс счастья:
- субъективная удовлетворенность жизнью;
- большой желательный срок жизни;
- экологический след - символизирует территорию, которая требуется для производства потребляемых нами ресурсов и поглощения производимых отходов.
Последний компонент МИС условно учитывает степень гармоничности развития системы «человек-природа».
Качественное сравнение соотношения количества сетевых запросов по темам "Природа, ""Бог", "Знание« для стран с высокими и низкими значениями показателя темпов роста "ВВП по ППС" и индекса "МИС"
Исходная матрица оптимизации развития субъекта Вселенной
Если соотносительный приоритет этноинтегрирующей архаики (без педалирования ПРИОРИТЕТА клерикальных и естественно-научных представлений) перманентно соблюдается в СМИ, ТВ и, особо важно, в ОБРАЗОВАНИИ пр., то соответствующие представления постепенно занимают свое место в «трансцендентных операционалах» (А.В. Сухарев). Необходима последовательная интеграция (высокая степень синтеза) в ментальности человека и общества этноинтегрирующих архаических (в т.ч. дохристианских), надэтнически-религиозных (в т.ч. православных) и модерна (естественно-научных и общего дела всех народов). Этот процесс интеграции приводит к конструктивным изменениям в показателях:
- Нравственности (например, по качеству и количеству усвоенных библейских заповедей)
- Интеллекта (в т.ч. креативного)
- Психического и физического здоровья
- Законопослушания
- Снижению конфликтности (в т.ч. межэтнической и межконфессиональной)
- Повышение ряда соц.-экономич. и экологических показателей взаимодействия человека и природы и пр.
Специфика ведущего аффекта коллективных субъектов в различных странах
На примерах:
Россия, Мадагаскар, Гаити: тоскливо тревожный или дискардантный, тревожно-апатический. Низкая энергия – высокая потребность в «Природе» . Рис.2.
Дискардантность этноидентичности. Самая низкая потребность в «Религии» (перебор пропаганды и подозрительное отн. к «почитанию природы»). Как следствие – низкая потребность в «Знании». Низкое качество госуправления. Дисгармоничность взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сфер ментальности субъекта.. Низкий уровень эмоционального контроля, импульсивность эмоций, чувств, мышления. Низкая степень синтеза хаоса и космоса («борьба с остатками язычества» и, заодно, с почитанием природы). Очень низкая степень этноинтеграции. Мобилизационный путь развития Куба, Чили, Китай: оптимум, высокая энергия, высокое качество госуправления. Относительно невысокая потребность в «Природе» и «Боге» и, вследствие высокой степени синтеза этих представлений, - высокая потребность в «Знании».
Гармоничность взаимодействия эмоционально-чувственной и когнитивной сфер ментальности субъекта. Высокая степень синтеза хаоса и космоса – синкретизм дохристианских, католических и естественно-научных представлений. Отсутствие расизма. Инновационный путь развития. Очень высокая степень этноинтерации.
Соотношение количества сетевых запросов «Природа», «Бог», «Знание» по России и странам с высокими темпами социально-экономического развития
Соотношение количества сетевых запросов «Природа», «Бог», «Знание» по России и странам с низким уровнем развития
Соотношение количества сетевых запросов «Природа», «Бог», «Знание» по России и развитым странам
Монографии
Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии.
Изд-во «Институт психологии РАН», 2008.
Сухарев А.В. Развитие субъекта: Логос, космос и хаос. М.: Когито-Центр, 2022.
Сухарев А.В. Развитие русской ментальности.
Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.
Статьи
Сухарев А.В. Китайское «экономическое чудо»: опыт психологического анализа // Пространство и время. 2018. № 1-2 (31-32). С. 107 – 118.
Сухарев А.В., Тимохин В.В., Выдрина Е.А., Шапорева А.А. Роль значений
этнической функции представлений личности в изменении показателей
уровня интеллекта // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. C. 47-60.
Сухарев А. В. Сравнительный анализ развития естественнонаучного компонента немецкой ментальностив конце XIX – начале XX вв. в контексте ведущих западноевропейских стран. Часть 1,2 // Электронный научный журнал «ГосРег». 2020. № 3.
Сухарев А. В. Сопоставительный анализ развития русской ментальности в контексте стран, имеющих выраженные показатели ускорения развития // Вестник славянских культур. 2020. Т. 58. № 4. С. 110-121.
Сухарев А. В. Эмпирическое компаративное исследование ментальности России и стран с различными показателями уровня и темпов социально-экономического развития // Вестник славянских культур. 2021. Т. 62. С. 120–128.