09.05.2023
О важности и светлых перспективах укрепления дружбы и многоотраслевого сотрудничества между Россией, Китаем и странами Центральной Азии
Александр Шохов, Владимир Румянцев
Построение нового мирового порядка на принципах равноправного сотрудничества стран — важнейшая задача современности. Лидеры государств мира могут успешно решить её только на фундаменте дружбы и многоотраслевого трансграничного сотрудничества.
Проект «Один пояс — один путь» и управление глобальными цепочками создания добавленной стоимости
Концепция «Один пояс — один путь» — это международная инициатива Китая, впервые озвученная председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году. В её основе лежат две концепции: (1) возрождение «шёлкового пути» в современном формате и в новой конфигурации и (2) создание вдоль веток «шёлкового пути» экономического пояса, в котором будут функционировать и развиваться предприятия, и будут построены небольшие посёлки и города, в которых будут жить сотрудники этих предприятий.
Концепция экономического пояса шёлкового пути развивает идею цепочек создания добавленной стоимости (их также называют цепочками передела сырья в конечные продукты), которые в современном мире пересекают границы многих отраслей и стран. Почти каждый предмет одежды и каждая пара обуви, каждый товар, который мы покупаем, — появляются благодаря труду тысяч (а иногда миллионов) людей, работающих в разных странах, говорящих на разных языках и пользующихся разными национальными валютами: они добывали или выращивали сырьё, разрабатывали технологию производства и дизайн, перерабатывали это сырьё, изготавливали товары, упаковывали их, перевозили, раскладывали на полки магазинов, вели учёт, контролировали качество и так далее. Цепочка создания добавленной стоимости устроена так, что добавленная стоимость создаётся на каждом этапе передела сырья в конечный продукт, но только продажа конечного продукта покупателю обеспечивает рентабельность всем участникам цепочки. Очевидно, что снижение транспортных и трансакционных издержек внутри таких цепочек создания добавленной стоимости может привести к значительному снижению конечных розничных цен, к большей удовлетворённости покупателей и к росту объёма продаж. Экономический пояс шёлкового пути создаёт условия для этого, которыми необходимо правильно воспользоваться, а для этого необходима новая парадигма управления.
Парадигма управления многоотраслевой цепочкой создания добавленной стоимости, которая пересекает границы многих стран, может стать одной из основ создающегося сегодня мирового порядка. От мышления на языке выгоды отдельных предприятий, отраслей или стран возможно перейти к хозяйственному мышлению на языке управления цепочками передела и их оптимизации.
Выступив с инициативой «Один пояс и один путь», Китай предлагает всем странам мира перейти к новому хозяйственному мышлению: оптимизируя издержки на всех этапах глобальных цепочек создания добавленной стоимости.
Реализация парадигмы управления многоотраслевой цепочкой создания добавленной стоимости, которая реализуется во множестве стран, требует новых инструментов управления. Такими инструментами являются отраслевые, межотраслевые и трансграничные цифровые платформы.
Что такое цифровая платформа? Это цифровая среда взаимодействия людей и организаций, внутри которой заключаются контракты, в том числе самоисполняемые по условию (smart contracts), производятся взаиморасчёты и осуществляется необходимый документооборот в цифровом формате. Если участники платформы относятся к одной отрасли, то это отраслевая цифровая платформа, если цепочка создания добавленной стоимости перетекает из одной отрасли в другую, то требуется сервис метаплатформ, которые выполняют роль своеобразного информационного моста между отраслевыми платформами. А если участники платформы живут и работают в разных странах, в каждой из которых есть свои законодательные ограничения и правила, потребуются трансграничные платформы, обеспечивающие выполнение законодательства всех стран, включённых в цепочку создания добавленной стоимости.
Упрощение взаимодействия участников, которое обеспечивают платформы, и невысокая стоимость подключения к платформенным сервисам существенно снижают трансакционные издержки участников.
Важно отметить, что цифровые платформы не пишутся “с нуля”, они собираются из готовых блоков, и сегодня в Китае наработано множество модулей, которые либо уже включены в действующие цифровые платформы, либо могут стать их компонентами. Уже действующие на международном уровне платформенные решения, разработанные в Китае (Logink, Cainiao, eWtp и другие) содержат компоненты и технологические решения, которые могут быть использованы для разработки других платформ.
Роль государств и международных организаций в разработке и функционировании цифровых платформ
Отраслевые цифровые платформы могут разрабатываться на принципах государственно-частного партнёрства. Государства могут взять на себя роль регулятора, а заказчиком и оператором платформы могут стать частная компания, отраслевое министерство или отраслевая ассоциация. Управляемой целостностью для отраслевых цифровых платформ является отрасль экономики.
Метаплатформы, обеспечивающие функционирование цепочек создания добавленной стоимости, пронизывающие несколько отраслей, могут разрабатываться частными компаниями по заказу правительств стран, при этом среди участников метаплатформы большую роль играют инвестиционные фонды, банковские, финансовые, страховые организации, обеспечивающие развитие цепочек создания добавленной стоимости. Финансирование разработки метаплатформ может осуществляться из различных источников, важно, чтобы регуляторную роль осуществляло правительство, поскольку развитие и функционирование многоотраслевых цепочек создания добавленной стоимости в экономике страны является одной из его приоритетных задач. Управляемыми целостностями для метаплатформ являются многоотраслевые цепочки создания добавленной стоимости.
Трансграничные платформы обеспечивают функционирование и развитие многоотраслевых цепочек создания добавленной стоимости, участники которых работают в разных странах. Операторами таких платформ могут выступить международные организации, деятельность которых связана с тематикой трансграничной платформы (инфраструктура, энергетика, совместное пользование природными ресурсами, экология, логистика, финансовые взаиморасчёты между странами, культурное, научное, образовательное сотрудничество и т.д.). Таможенные службы стран будут проверять соответствие фактически проходящих грузов электронным документам, создаваемым в среде трансграничных платформ, — таким образом, таможня каждой страны станет одним из участников трансграничных платформ, связанных с перемещением грузов. Управляемыми целостностями для трансграничных платформ являются потоки товаров, услуг, больших данных, научных исследований, произведений литературы, искусства и иных материальных и нематериальных ценностей, которыми обмениваются между собой отраслевые цифровые платформы и метаплатформы в процессе функционирования цепочек создания добавленной стоимости.
В Сианьских ВУЗах уже несколько лет подряд проводится научно-исследовательская работа по разработке трансграничных сервисов, облегчающих торговлю между странами. Это означает, что первые шаги в этом направлении уже успешно делаются Китаем.
Выступая операторами трансграничных платформ, международные организации (такие как ЕврАзЭС, ШОС и другие) могут получать доходы от участников платформ в виде платы за пользование платформенным сервисами, что переориентирует мотивационное приоритеты международных организаций в сторону повышения эффективности и удобства трансграничных платформенных сервисов и сделает их более самостоятельными и менее зависимыми от финансирования со стороны государственных бюджетов стран мира.
Для успешного функционирования и развития трансграничных цифровых платформ потребуется разработать платформенное решение для международных расчётов, которое позволит уйти от понятия “мировых резервных валют” и осуществлять взаиморасчёты либо через прямую конвертацию валют разных стран, либо с помощью специально эмитированной внутриплатформенной электронной валюты, которая будет приниматься во всех точках экономического пояса шёлкового пути.
Китай, Россия, страны Центральной Азии могут развиваться быстрее и эффективнее с использованием платформенных решений
Китай в настоящее время развивает и реализует комплексный проект «строительство экологической цивилизации», который основан на стремлении к гармоничному развитию экономики, общества и сохранения природы, что подразумевает формирование нового экологического сознания у людей. Термин «цивилизация» переводится на китайский как «文明» (вэньмин) и состоит из двух иероглифов: «文» (вэнь) — культура и «明» (мин) — «свет», «знание», «понимание». Таким образом, говоря об экологической цивилизации, китайцы ассоциативно связывают её с культурой экологического знания и понимания. Важно, что концепция «экологической цивилизации» дополняет концепцию экономического пояса шёлкового пути и позволяет строить сотрудничество стран на взаимовыгодных условиях, при этом не нанося вреда окружающей среде и руководствуясь принципами экологической культуры и экологического понимания каждой ситуации.
В последние десятилетия экологические проблемы Китая начали эффективно решаться. В частности, активно реализуются проекты по посадке искусственных лесов, таких как лес Сайханьба, который известен в мире как «Зелёное чудо» (https://www.dv.kp.ru/online/news/5178280/?ysclid=lh7tl6nfqz9699261). Сегодня в Китае реализуется множество проектов искусственных лесонасаждений. Лесной покров Китая увеличился с 12% в начале 1980-х годов до 23,04% в настоящее время, площадь искусственных лесов Китая стабильно занимает первое место в мире. Рост площадей зелёных насаждений создаёт благоприятные условия для туризма. Китай может поделиться своим опытом с Россией и странами Центральной Азии, в том числе технологиями роботизированного восстановления лесов.
Россия, Китай и страны Центральной Азии также могут продолжать укреплять сотрудничество по вопросам продовольственной безопасности. Например, в последние годы китайские ученые научились выращивать высокоурожайный рис в солёной воде. Страны Центральной Азии могут совместно с Китаем провести адаптивные исследования по выращиванию риса в солёной воде в регионе Аральского моря и в других солёных водоёмах.
Китай имеет успешный опыт развития масштабных производств (его справедливо называют «фабрикой мира»), кроме того Китай активно разрабатывает и эффективно внедряет цифровые платформы, используя их как инструменты управления цепочками создания добавленной стоимости. Этим опытом Китай готов делиться с другими странами, которые проявят готовность к сотрудничеству.
Россия располагает значительными природными ресурсами, большой территорией, научно-технологическим потенциалом и уникальным опытом развития промышленного производства. В случае успешного внедрения парадигмы управления многоотраслевой трансграничной цепочкой создания добавленной стоимости с помощью цифровых платформ, Россия может значительно ускорить развитие на своей территории промышленности высоких переделов, которая станет драйвером развития экономики страны в целом.
Страны Центральной Азии могут стать своеобразным мостом между Россией и Китаем. Ветки шёлкового пути, проходящие по территориям стран Центральной Азии, и предприятия экономического пояса, построенные на их территориях, могут оказать существенное влияние на развитие национальных экономик, позволят легко интегрироваться в проекты трансграничного сотрудничества (например, заимствуя у Китая опыт проекта “Один продукт” (более известный как Taobao Villages и Taobao Towns благодаря Alibaba Group). Платформизация экономик стран Центральной Азии приведёт к сокращению трансакционных издержек и общему повышению конкурентоспособности производимых в этих странах товаров и услуг.
В каждой стране существуют отрасли, которые выпускают продукцию, необходимую широкому кругу стран, и которые выходят на снижение себестоимости единицы продукции, самоокупаемость и прибыль только при продажах в другие страны. Примеры таких отраслей — авиационная промышленность, автомобильная промышленность, судостроение, станкостроение, энергетика, — это практически любая отрасль, работающая на высоких переделах. В интересах России и Китая найти такие отрасли в своих экономиках и построить условия для их развития через создание трансграничных цифровых платформ.
В качестве примера можно привести следующую ситуацию. В России имеется технология производства двигателей для широкофюзеляжных самолетов, но внутри России потребность в таких двигателях невелика, а любое промышленное производство нуждается в серийном выпуске, чтобы снизить себестоимость каждой единицы. Одновременно с этим в России практически утрачены технологии создания малой авиации, а на неё в РФ очень большой спрос. В Китае есть потребность в собственном широкофюзеляжном самолете, но нет технологий для создания двигателя, при этом в Китае имеются технологии создания малой авиации, на которую в Китае почти нет спроса.
Страны Центральной Азии могут производить продукты питания, которые будут востребованы в Китае, России и в других странах, соединённых новым шёлковым путём. Например, лимоны, черешня, вишня, другие ягодные культуры и продукты органического земледелия, выращенные в Центральной Азии, могут быть широко востребованы.
В последние годы усиливается ситуация дисбаланса в распределении водных ресурсов между Иртышом и Обью: обмеление Иртыша и избыток воды в Оби могут быть сбалансированы за счёт реализации международного водного проекта на территории Казахстана, что в свою очередь позволит уменьшить дефицит воды в странах Центральной Азии. Поскольку водные ресурсы тесно связаны с энергетикой, экологией, сельским хозяйством, подобные проекты требуют гармоничного подхода, учитывающего интересы всех участников, и бережного отношения к природе.
Китай находится в постоянном поиске новых моделей гармоничного сотрудничества, учитывающих интересы стран Евразии. В городе Сиань провинции Шаньси 27 апреля 2023 года прошла четвёртая встреча министров иностранных дел в формате «Центральная Азия – Китай». Во встрече участвовали член Госсовета, министр иностранных дел Китая Цинь Ган, министр иностранных дел Казахстан Марат Нуртлеу, министр иностранных дел Кыргызстана Жээнбек Кулубаев, министр иностранных дел Таджикистана Сироджиддин Мухриддин, министр иностранных дел Узбекистана Бахтиер Саидов и замглавы МИД Туркменистана В.С.Хаджиев. Главы внешнеполитических ведомств обсудили торговое и экономическое сотрудничество стран и провели подготовительную работу к предстоящему саммиту «Китай-Центральная Азия», который также состоится в городе Сиань 18-19 мая 2023 года. Примечательно, что саммит «Китай-Центральная Азия» проведёт председатель КНР Си Цзиньпин. В саммите примут участие президенты Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана (важно отметить, что 9 мая 2023 года они приняли участие в Параде Победы в Москве). Город Сиань, административный центр провинции Шаньси, неслучайно выбран для проведения столь важных мероприятий: именно здесь, в древней столице Поднебесной (тогда город назывался Чанъань), была точка начала Великого Шёлкового Пути. Сегодня город Сиань является культурной и туристической столицей Китая.
Сиань играет важную роль в реализации проекта “Один пояс — один путь”. В частности, в Сиане работает сухой порт, и Казахстан уже подписал договор о строительстве на его территории собственного терминала. В Сиане производятся электромобили на принципиально новых аккумуляторных батареях BYD и солнечные панелей LONGI, выпускаемая продукция лидирует в мире по эффективности и экологической безопасности.
Необходимо отметить, что встречи на высоком государственном уровне в городе Сиань провинции Шаньси являются важнейшим ответом на действия враждебных сил, стремящихся дестабилизировать страны Центральной Азии, разрушить сотрудничество и дружбу между странами Евразии. Нет секрета в том, что эти силы финансируются и направляются из Соединённых Штатов Америки, — страны, которая создаёт многочисленные военные и экономические угрозы, стремясь реализовать древнюю стратегию divide et impera (разделяй и властвуй) не только в Центральной Азии, но и по всему миру.
Интеграционные процессы и развитие всестороннего сотрудничества между Россией, Китаем и странами Центральной Азии являются важнейшей ценностью для лидеров наших стран и для народов. Народы хотят мира, сотрудничества и процветания, и именно сейчас Россия и Китай должны приложить все силы, чтобы сохранить мир и стабильность в Центральной Азии, развивать совместные экономические, инфраструктурные, культурные и образовательные проекты с учётом интересов всех стран и народов Евразии.
В предлагаемом проекте развития России, Китая и стран Центральной Азии нет проигравших, — все участники выигрывают от широкого внедрения цифровых платформ, а это создаёт экономический фундамент для укрепления дружбы и сотрудничества между странами.