07.10.2023

Экономика, государство, управление
Шаблоны и жизнь

Мысли человека «от сохи»

Александр Субботин

Происходят важные события, свидетельствующие о начале глобальной революции. Они дают основания полагать, что господствовавшие в мире политическая стряпня и практика господства запада, равно как и его концептуальная власть, «социальная теория», отходят в мир иной.

Будущее стран, народов, континентов, судьба земной цивилизации завязаны на интригу новизны подхода в социальной науке и её экономической теории. Взоры надежды обращены на некую восходящую новую парадигму безопасности и развития всего земного пласта разумной жизни. Понимание разворачивающихся процессов остро востребовано обществом не из праздного любопытства. Это необходимо для того, чтобы общество вовлеклось в этот процесс, становясь активным организатором, «квантовым генератором» перемен к лучшему.

Восстановление суверенной государственности России предполагает её решительную концептуальную «отстройку» от утопии западных концепций, до сих пор ещё отравляющих наше информационное поле. Вакуум идей требует интеллектуального наполнения. Для успешного развития нашей страны нужна наша же, русская, социальная теория. Нужна картина мира, выстроенная как глубинный смысл русской культуры, - для ясного видения, понимания стратегии и решительности в её реализации.

Теория нужна, повторимся, не для того, чтобы по новой схеме помыкать человеком. Она нужна как раз для другого - решительного раскрепощения общества, снятия препон с естественного развития человеческого в человеке, оздоровления социального процесса.

Русская цивилизационная культура — симфония смыслов, архитектура мышления и действия людей самых разных рас и национальностей, которые говорят и думают на русском языке. Это жизненная философия поколений, прошедшая вековые испытания на чистоту помыслов и на прочность веры.

Попробуем с Вами прикоснуться к струнам русской цивилизационной «картины мира», тронув некоторые её ключевые смыслы. В коротких главках постараемся разглядеть черты лица героя нашей повести.

Нужно понимать, повторимся ещё раз, что нарождающаяся подлинная наука об обществе — не очередная «формализация» смыслов для власти с целью управления им. Это зеркало души общества, нужное ему самому, чтобы жить и совершенствоваться. Весь смысл народной философии, как подлинная власть, неотчуждаем от его носителя, сосредоточен непосредственно в народе, сосредоточен в его делах, живёт в его душах, сердцах и умах.  

Безопасность — это не система помех, запретов и санкций. Это, напротив, «безбарьерная среда» для жизни и развития

В чём смысл, в самых общих моментах, безопасности государства, общества, цивилизации? Это сохранение, сбережение, совершенствование его жизнеспособности: структурной, качественной и количественной целостности и функциональности в долгосрочном, сверхсрочном смысле. Это самосохранение, воспроизводство, а если нужно, восстановительный ремонт общественной системы во всех, даже самых мелких и незаметных, его смыслах и циклах. Только тогда, когда сберегается органичное целое, появляется возможность его совершенствования, развития в его частях и самых мелких частностях.

Понятие «воспроизводство» - одно из ключевых в описании социальной жизни, фундамент безопасности. Раскрыть, разложить по полочкам, формализовать, без потери целости, живую разумную жизнь человека невозможно. «Сие тайна великая есть». Познать её невозможно, но возможно и следует относиться к ней уважительно и с заботой.

Безопасность управляется смыслами, системами смыслов, то есть, концептуально. Её природа интеллектуальная. Она привязана к высшей способности человека, фундаментальному смыслу существования. А именно, к максимально возможному использованию и развитию дарованной ему способности, человеческого разума. Повелительное наклонение, императив подразумевает безусловность исполнения этих требований.

Широко известен верный термин «требований безопасности». Релятивизм, терминологическая и методологическая неразбериха, присутствующая сейчас в науке об обществе и в обыденных представлениях, позволяет с лёгкостью совершаться преступлениям и накапливаться смысловым ошибкам, грубым просчётам в управлении; открывает широкие ворота для хищения, мошенничества.

Неопределённость смыслов, незначительная, на первый взгляд, небрежность, позволяющая малое отклонение, как известно из практики и науки о сложных неравновесных системах, способно вызвать в ответ нелинейное мощное побочное действие системы, - убыток, тяжёлые последствия, взрыв, пожар, аварию, социальную катастрофу.

Как мы рассмотрим в дальнейшем, с соблюдением требований безопасности общества связаны все стороны жизни: от открытости и удобства среды, комфортности жизни человека до мирового лидерства в технике и технологии, до эффективности и респектабельности всей общественной системы, - всего качества «общественного строя». Принцип глобальной безопасности как «войны всех против всех» и как системы взаимного сдерживания, сдержек и противовесов, сработался, уходит.

Смысл заступающего принципа всеобщей и равной безопасности, это, если совсем-совсем кратко, это идея сбережения народа, его языка и культуры. Это, без преувеличения, самая насущная идея России. И, равно, сбережение всего мира как условие сохранения себя в этом мире. 

Об «управлении наукой»

Гуманитарное знание — грозное превентивное оружие, дальнодействующее и скрытое. Вопрос состоит в том, в чьих и насколько чистых руках находится это оружие. Экономические и общественные теории, доставшиеся нам, имеют общую беду - их непригодности в восстанавливающем суверенитет государстве и народном хозяйстве. Это капканы, «концептуальные закладки».

Они все без исключения создавались на западе в качестве средства «умиротворения и успокоения общественности», для оправдания уже свершившихся фактов. Захватов и поглощений, «складывающейся практики» разрушения общества, объявленной как прогресс, под личиной аргументированного, рационального объяснения. А на самом деле, - для сокрытия преступного характера насильственного, захватнического способа «власти» агрессивно ведущего себя господствующего меньшинства, построившего имперскую систему.

На этих концепциях не десятилетиями, а веками, выстраивался весь аппарат «управления» обществом, обслуживания захватнических войн, организации колониальных владений, разорительных монетарных интервенций, планетарного масштаба разбоя и грабежа народов. Устояла, хотя не избежала негативного влияния этих идей, и Россия. В лице царской России, в лице СССР и нынешней РФ.

Эти концепции логически стройны. - Но, позвольте, вопрос, - хороши они для кого и в чём? В деле подавления общества, личности и «управления» доставшейся в плен огромной человеческой массой — да. Хоть бы и путём организации геноцида, разжигания войн, переворотов. Но, при всей стройности и даже оснащении развитым аналитическим и математическим аппаратом, они категорически отвечают «нет» главному критерию, требованию. - Интересам общества, благу, процветанию общественного большинства.

Вместо интересов обеспечения безопасности, ну, хотя бы простого воспроизводства общества, они прекрасно отвечают цели расширенного воспроизводства капитала, интересам и укреплению власти финансовой олигархии, «господствующего слоя». С заметанием человека под ковёр.

Иными словами, в той или иной мере, рассматриваемые т.н. знания предусматривают укрепление власти меньшинства (скрыто, концептуально, уже в умах и душах граждан) над общественным большинством ценой разрушения структуры безопасности общества, повреждению его целостной природы, разделению на неравные доли пирога «неделимой системы безопасности».

Концепции уходящей науки об обществе не имеют прогностической и стратегической силы для самого общества: если совсем кратко, то на её методе получаются только «прогнозы погоды на вчера». Эта наука аналитически оперирует эмпирикой, фактами, то есть, уже происшедшими событиями, а не идеями. Факты, события, деяния свободно творит «управляющее меньшинство». А наука умело толкует эти факты общественности как непреодолимой силы объективную реальность.

Именно так, как их называют, «высокоразвитые», с оговоркой «в капиталистическом отношении», системы власти, по методу своей философии (метод оставим в стороне), сами пилят сук своего будущего. Разделяя и властвуя, греша культурной деградацией, они награждают общество глубокой демографической болезнью. Они активно вырождаются. В том числе, в лице их «элиты».

«По плодам судите их». Называть их государствами — огромная натяжка. Имперские системы власти — полицейские системы насильственного удержания власти меньшинства над «массой».

В выступлениях наших публицистов звучит острый запрос на объяснение того, «что происходит», на радикально свежие взгляды и стратегически сильные идеи, выводящие нас на магистральный путь развития. Народ хочет знать, какое будущее его ждёт. Каковы наши цели - и каковы на этот счёт будут наши издержки. Во что предстоит вкладывать свои силы, дни и годы жизни, как будут жить дети, внуки. Ради чего лучшие люди идут защищать Отечество, рискуя своей жизнью на поле брани.

Необходимость в обозначении Нового Пространства развития страны в лоне Отечественной культуры ставит жёсткие требования к работе со смыслами. Без права на ошибку. Без шаблонов, догматизма и начётничества. Нельзя заносить вирусный материал в наше оперативное поле.

Пролетарии умственного труда, в добросовестных попытках сборки из «готового набора элементов» образа будущего, нового общества, свободного хотя бы от некоторых язв, - несправедливости, коррупции, социального отчуждения, - часто попадают в «ловушку смыслов». Результатом творческих потуг создания чего-то нового из набора старых клише оказывается замкнутая на саму себя логика полумер. В лучшем случае, «механизм холостого хода».

Снова и снова бросает нас к старому своду рецептов: административным, хозяйственным, правовым и экономическим канонам привычной матрицы управления народом по пахнущим краской «методичкам», старым инструкциям и ветхим прописям. К разворачиванию, углублению и совершенствованию таинств «процедурной демократии», где человек является объектом в умелых руках кукловодов. Где разум общества купирован невидимой, но прочной сетью ложных постулатов, приставлен на службу к кухне частных интересов, придан «механике» власти, спрятанной за ширму. Добро пожаловать, уважаемые граждане, вот сюда, - на те же грабли.

С другой стороны - и другая беда. Тот, кто бросил вызов «матрице» и видит выход через снятие чар с общества, через выход за черту «заколдованного круга», поневоле с порога выставляет себя изгоем. Чужаком, на дух не принимаемым большинством клана, оценивающего всё через призму постулатов общепринятой, «конфессиональной» науки. Система круговой поруки не только в науке, - даже в овощехранилище, - стремится к самосохранению.

Столетиями, кнутом и пряником, в гуманитарных науках поощрялись нужные темы, правильные теории, полезные диссертации, обтекаемые монографии. «Не такое» вымарывалось, корчевалось вместе с автором. Колея получилась знатная. Одно нехорошо, - в колее убита возможность думать.

Результат администрирования гуманитарного знания - побочный эффект. Каков поп - таков и приход. «Управление смыслами» привело к тому, что гуманитарная специальность не пользуется большим интересом у абитуриентов с развитыми творческими способностями. Сфера социальной науки, не стремящаяся к Истине как высшему общественному благу, хиреет. Практика от этого не выигрывает.

Выход один — не бояться всё начать сначала. Не сразу, но со знанием Дела. Если надо выбираться из ямы, то путь есть один, только вверх. Раскаявшийся грешник, вставший на путь искупления грехов, ценится церковью выше святого.

Нужен пересмотр научного метода, реабилитация роли и ревизия содержания всего массива гуманитарного знания. Нам нужно обществоведение, открывающее правду, передаваемую от поколений к поколениям, дающее понимание природы своей цивилизации, открытое и преданное самым светлым идеям, высшим смыслам бытия и целям самой цивилизации.

Обществу не нужна навязчивая реклама какого-либо образа жизни и барабанная пропаганда в стиле известных технологий «промывания мозгов»: если что-то надо опорочить, от чего-то отвратить, то лучшего способа нет. Мысль достигает своей цели «в точности до наоборот», — тихим, доверительным словом, тоном разговора равного с равным. 

Общество, для которого труд — основа процветания и развития

Общество, государство, народ, цивилизация — родственно близкие понятия, вкупе обозначающие тот конституционный строй, при котором народ — субъект; обладающая неотчуждаемой властью социальная общность, общей культурой организованная как органичное целое, живущая общей судьбой, стремлением к счастью, волей к лучшему будущему.

Общество — глубоко связный субъект бытия. Слова нашего гимна удивительно точно называют и мудрость народа (общественный интеллект), и указывают источник нашего мировоззрения. Общество, социум, - творец и хозяин своего будущего. В философии нашей культуры, без оговорок, народ мудр, общество разумно. Общество, то есть, мы, Россия, говоря научным языком, - хозяин своей судьбы, стратегический субъект.

Здоровое общество вполне самодостаточно. Чтобы жить, оно никогда не грабит другие народы. Оно своим трудом обеспечивает свою социальную и «биологическую» жизнь всем необходимым. И сверх того, - за собственный счёт, - помогает слабым, угнетённым народам, несмотря на не безграничность своих возможностей, делится куском хлеба.

Труд — удивительное явление природы, характерное для человеческой цивилизации. Явление, превращающее духовную культуру, фундаментальное знание, науку, идею, мысль в продуманный план действий, в высокую технологию и в полезный результат — ощутимое материальное жизненное благо, поддерживающее и умножающее Жизнь.

Человек, имея голову, где живут мысли, имеет и руки, реализующие замыслы в «материале». Люди вовсе не от скуки и не от невежества обрабатывают землю, выращивают урожай, рожают и воспитывают детей. Перерабатывают плоды, древесину и недра Земли, превращая их в жильё, энергию, автомобили, станки, скоростные магистрали, одежду, обувь, продукты питания и так далее. В жизненное Благо. Обустраивается, обеспечивается всем необходимым безопасная, благоприятная среда комфортной, полноценной жизни, - своей и будущих поколений.

Труд — осмысленная добросовестная деятельность миллионов людей, позволяющая сообща создавать полноценную благополучную действительность, социальную реальность. Преодоление стихии, хаоса, устранение угроз, изживание бедности, неустроенности — всевозможные накопленные ранее проблемы, опасности разрешаются ничем иным как всеобщими сознательными усилиями при надлежащей вере, системе знания и соответствующей организации труда. Труд охватывает «человеческое всё»: это и дело изобретателя, и дело уборщицы в его кабинете. Труд матери, вырастившей пятерых детей, за который никто не заплатит. Видов труда, специальностей и профессий много, нельзя недооценивать и принижать роль одних видов по сравнению с другими его видами, - ведь ценен общий, совместный симфонический результат, как важно слаженное звучание всех инструментов большого оркестра.

Процветающее, защищённое от внешних угроз и внутренних болезней общество сильно своей постоянно растущей неимоверной сложностью. Сложность цветёт и даёт плоды, питаясь синергией многообразия. Сложной системой управлять может только такой же сложно организованный совместный разум, разбирать который на составные части, формализовать работу которого и управлять которой бессмысленно, — только вредить. Ключи от будущего — только у нашего «стратегического субъекта».

Важно, чтобы государство, как орган жизнеобеспечения, обеспечивало всеобщее и равное право как гарантированную государством потребность каждого человека наиболее полно развивать и реализовывать свои природные задатки, естественные человеческие способности. Основа и содержание права — гарантированно защищённые государством высшие формы человеческих способностей — таких проявлений, как разум, свободный труд, высокое творчество.

Одна из обеспечительных функций государства, таким образом, — защита, поддержание высшего творящего начала в человеке, - профессионального и духовного развития, труда. Защита человека от агрессии, «нагибания», эксплуатации человека человеком или преступной организацией, - как принцип охраны достоинства человека - прямая функция и святая обязанность государства.

На первый взгляд, воспроизводство труда, трудоспособности, - весьма скучное определение. Но хотя бы вскользь к нему обратимся.

Хорошая, высококлассная система родовспоможения и раннего воспитания. Роддома, ясли, детские сады, школы, ВУЗы, - словом, все учреждения, где человеку, наряду с его семьёй, везде желают и помогают вырасти и стать Человеком, достойным этого великого звания. Воспроизводство трудовой функции общества — это доступное, надёжное жилище, хорошие условия учёбы, труда, быта, досуга и отдыха после работы и в выходные, и хорошее восстановление сил в отпуске. Воспроизводство труда — целая система мероприятий: качественная, общедоступная медицина и не брошенная на откуп дельцам, а общедоступная и качественная система оздоровления и отдыха.

Рождение детей — тоже относится к социальному воспроизводству трудовой функции, замещению вышедшего на отдых пенсионера молодыми и активными людьми. Сфера, где семья воспроизводит себя как традиционная «ячейка» общества, - домохозяйство. Домохозяйство крайне недооценено как важная сфера воспроизводства общества.

Таким образом, мы видим, что всеобщая доступность добротного образования и здравоохранения, их полная и всеобщая доступность, — не блажь «сферы услуг», которую можно бросить, как кость, под коммерцию, под внешнее управление или, кто схватит, по принципу «каждый сам за себя», - а святая забота, обязанность и стратегия ответственного перед обществом государства.

Обеспечение высшего качества труда во всём его жизненном цикле задаёт стране-державе лидерство её технологического уровня.  

«Экономика»

Если мы обратимся к своей родной культуре, к русскому языку, мы нигде не обнаружим термина «экономика». Его не было ещё совсем недавно. Это концепт завозной. Закладка нового смысла.

Человеческая деятельность связана с ведением хозяйства, предприятия, организацией системы индустрии - крупного промышленного высокотехнологичного производства. Стратегическим субъектом, хозяином в России является её народ, а хозяйство, соответственно, — народным хозяйством.

Экономия в хозяйстве всегда воспринималась его хозяином как разумное, бережное, кропотливое ведение своего Дела, в котором береглось сырьё, энергия, сберегался труд свой и рабочих, для чего и вместе с чем постоянно совершенствовалась технология, повышалось качество продукции. При минимуме усилий получать максимум пользы.

Что же, для суверенного государства, ценится превыше всего? Что должно быть подлинным предметом экономии? - Время. Человеческая жизнь. Качество и длительность этой жизни. Что, таким образом, цель народного хозяйства? - Сбережение народа.

Итоговая, общая «прибыль», складывающаяся из всего комплекса хозяйственных усилий, предмет государственной заботы, — это рост качества жизни общества при росте народонаселения, при экономии природных ресурсов. И всё это при росте показателя средней продолжительности жизни и росте запасов мощностей и свободных ресурсов, в их натуральной форме. (Не в виде финансовых пузырей.) 

Домохозяйство

Понятие домохозяйства как-то совсем выпало из оборота. Потерялось. Не современное. Устарело.

Домохозяйство — это сфера отдыха, быта, воспроизводства семьи. Это та скрытая от посторонних глаз сторона личной жизни, то жизненное пространство в стенах дома, в котором происходит и отдых после работы, и питание, и семейное общение. Именно с домохозяйством связано существование и развитие семьи - появление детей, их социализация, воспитание.

Семья и домохозяйство России веками стояли прочно на земле. Семьи были, в среднем, с пятью-семью детьми. В доме жило старшее поколение, посильно помогая по хозяйству и активно участвуя в воспитании внуков. Семья была устойчивой, и что немаловажно, самодостаточной ячейкой прочного, живого, динамично развивающегося общества, умеющего за себя постоять и в мирной жизни, и на войне.

Семья имела возможности своим трудом на поле, в саду и в огороде обеспечивать себя любым питанием и, конечно, доходом от сбыта. Имелись угодья общего пользования. Держали коров, кур, откармливали поросят. Растили плоды-ягоды, хлеб, корм для скота и птицы.

Вся пища, выращенная в хозяйстве, доставалась семье бесплатно, без значимого вмешательства товарно-денежных отношений и интересов банковской системы. Квартплаты не было, а новый деревянный дом был доступен каждому, у кого есть руки, топор и голова на плечах. Лесу в России до сих пор хватает, деревянный дом согревает зимой и даёт прохладу в жару.

Домашнее хозяйство полностью содержало себя само. Оно было очень прибыльным в масштабах страны. — Семья была самодостаточна и росла. Население России, например, перед 1-й Мировой войной прибывало по миллиону и более в год, перекрывая печально известные «язвы царизма», обеспечивая двузначные цифры процентов роста промышленности.

Деревня отдавала в города с растущей индустрией, помимо продуктов питания, миллионы и миллионы не взыскательных на комфорт трудолюбивых рабочих рук. Отдавала даром, а какого труда стоит вырастить ребёнка, мы и не знаем.

По подсчётам, проведённым ещё в СССР, только денежные затраты городской семьи (не включая труд) на воспитание одного человека до 20 лет, оценивались в 20-25 тысяч советских рублей.

Этот ресурс самовоспроизводства народа был съеден меньше, чем за век: сначала войнами, потом безумной тотальной урбанизацией с полной монетизацией жизни человека.

Сфера домохозяйства выпала из поля защищаемых государством сторон жизни, отдана на откуп самой дикой коммерции. Теперь домохозяйство глубоко «планово-убыточно»: наёмный труд обоих взрослых едва покрывает сумму денежных издержек городского и сельского домохозяйства, ставших финансовой удавкой на шее семьи, в итоге чего, семья с двумя и более детьми в однокомнатной квартире стала синонимом массовой бедности.

Строительство жилья сегодня, прежде всего, это сфера интересов банковской системы, средство оборота финансового капитала с целью получения частной прибыли. Сфера ЖКХ оказалась на острие борьбы беззащитного общества с агрессией посреднических коммерческих структур и «естественных монополий», стремящихся к монетизации всего и вся и максимизации своей денежной прибыли. Люди вступают в пожизненную кабалу ипотеки, чтобы хоть как-то обеспечить себе минимум возможностей жить семьёй не на улице, а под своей крышей. В климатических условиях России, несмотря на передовой опыт развитых, в известном отношении, стран, невозможно ночевать в коробке от холодильника или на коврике под мостом. 

Насилие и государство

Государство не понадобилось бы людям вовсе, если бы не рецидивы насилия. Когда есть в изобилии жизненные блага, появляются и возможности заниматься тихим хищением и разбоем.

Высокоэффективное хозяйство создаёт изобилие благ, что позволяет создать благоприятные условия жизни. С ростом социального благополучия растёт и соблазн внедрения в его поры целого роя социальных паразитов.

Нужен совместный орган сил активного вмешательства, чтобы купировать проблему паразитизма, агрессии, насилия. Это вырвавшаяся из-под нравственного контроля человеческой природы эволюционно более низкая - животная, хищническая природа.

Явление хищничества, насилия вполне можно отнести к глубокому психозу, душевной болезни. Их относят и к ментальному вирусному заражению неправильными нравственными установками.

Общество — творчески действующий субъект, интеллектуальная деятельность которого — дело очень тонкое. — Это синтез смыслов, познание, возникновение сетей социальных связей, сетей технологически сложных систем, личная, семейная жизнь, и так далее. Вмешательство в сферу сетевых структур грубой силы или концептуального насилия недопустимо.

Простой пример, когда в кабину пилотов пассажирского лайнера проникает террорист. А может сработать вирусная программа в управлении системами самолёта, которая вызовет катастрофу.

Государство — орган охраны, защиты социальной системы от несанкционированного вмешательства и других видов угроз. Усложнение социальной системы, уязвимость инженерных систем, развитие связности и сложности требует безукоризненности поддержания среды.

Государство недаром относит агрессивное поведение, насилие к криминалу. Оно имеет все необходимые средства и полное право пресекать социально-опасные действия в их зародыше.

Государство — система сбережения народа, жизнеобеспечения и даже инструмент ремонта, восстановления повреждённого общества.

В ответ на вопрос «что такое государство?» очень многие образованные, со степенями, люди «не с улицы» отвечают залпом: «Это орган насилия!» Браво.

Разруха в головах, не правде ли, друзья. Не с неё ли начинается разруха в реальности? Человек рождён для счастья, как птица для полёта. То, что мешает счастью, нам почти всё известно.

На Россию смотрят все народы мира с надеждой. Зло преодолимо, если браться сообща и дело делать.

Автор А.Субботин, фермер из Калининградской области.