Институт социально-экономического прогнозирования им. Д.И.Менделеева
«Апрельские тезисы 2020» (приглашение к широкой дискуссии)Под редакцией Буданова В.Г., Колесовой Л.А., Щербакова А.В.

75-летию победы в Великой 
Отечественной войне посвящается.

«Не все мы умрем, но все изменимся»
Апостол Павел

«Нам особенно нужны хорошо образованные люди, близко знающие русскую природу, всю нашу действительность для того, чтобы мы могли сделать самостоятельные, а не подражательные шаги в деле развития своей страны».
«Знание без нравственности – меч в руках сумасшедшего».
Д.И.Менделеев

Авторский коллектив: Щербаков А.В., Колесова Л.А., Буданов В.Г., Малков С.Ю.,  Олескин А.В., Алтунин А.А., Костенко Б.И., Курдюмов В.С., Белотелов Н.В.,  Рыжов В.А.,  Лобачев Н.Ю. , Белоусов П.В.

ВВЕДЕНИЕ
Говоря о новом общественном договоре России, нельзя не учитывать глобальные процессы, происходящие в мире, и особенности исторического этапа развития нашей страны. Кроме того, нельзя рассматривать современный кризис как чисто финансовый, экономический или экологический. Он носит, в первую очередь, глубинный антропологический характер глобального общества потребления: неспособность современного мироустройства отвечать на вызовы кризисных дисбалансов мировой экономики, угрозы локальных войн и пандемий, кризисы климатические, экологические и досуговые, но главное – кризисы смысла, резко обостряющиеся в цифровом сетевом обществе. Поэтому мы идем от человека, а не от экономики, последняя должна служить человеку, а не наоборот, как это принято сегодня.
Ясно, что мир после эпидемии и кризиса будет другим, существует не много сценариев его преодоления. Эти строки пишутся на Страстной неделе, в период беспрецедентной всеобщей паники по поводу эпидемии вируса COVID-19 (которая ничуть не опаснее вирусных эпидемий свиного или птичьего гриппа прошлых лет), с помощью которой хозяева мира пытаются оправдать неизбежное обрушение мировой финансово-экономической системы, порождающего Великую Депрессию 2.0, начавшуюся почти год назад бескомпромиссной торговой войной Китая и США, и точно предсказанную нами еще в 2018 г. Богатейшие семьи мира, крупнейшие инвестиционные фонды и ТНК решают свои проблемы передела рынков и обнуление своих долговых обязательств теперь уже не за счет войн и революций, уничтожающих реальные материальные потенциалы государств и народов, а изощренно, по-новому, за счет разорения многих развитых стран через их экономическое самоистребление во время остановки жизни в самоизоляции и карантине, скупку их активов, земли и недвижимости за бесценок по окончании кризиса, введение тотальной системы слежки и административно-медицинской диктатуры. Фактически, речь идет о создании цифрового концлагеря, разобщения людей, народов и установления феодально-олигархической диктатуры, для этого достаточно поддерживать страх заражения и перспективы новых эпидемических волн новых вирусов, которые обязательно будут, искусственные или порожденные больной биосферой. Пока наша страна, как и все, следует в мэйнстриме этих замыслов и процессов самоуничтожения, но планы манипулирования страхом все больше разрушаются осознанием национальными элитами интересов своих народов, консолидацией людей вопреки самоизоляции, пробуждением в людях духовных ценностей и состояний перед лицом смертельной угрозы. Все это открывает нам окно в новый мир грядущего будущего, другого будущего для России и Мира, чему и посвящены предлагаемые тезисы.
Далее мы будем обсуждать возможные образы, цели и идеалы будущего общества, достижение которых может занять месяцы, годы, а в некоторых случаях, десятилетия, но только так проектируется перспектива и самосбывающийся прогноз общественного развития.
Авторы выражают искреннюю благодарность коллегам по Сретенскому клубу, принимавшим участие в обсуждении настоящих тезисов. Особенную признательность за ценные замечания и бескомпромиссное отстаивание своего мнения хочется выразить Летуновскому В.В., Кешелаве В.Б., Золотареву Д.Е., Гарину Е.Б., Антипиной Е.А., Рыжову Р.В.  Грибанову Ю.С. Зимненко И.А. Румянцеву В.Ю.

КОНЦЕПЦИЯ -МИР
Земля вступила в эпоху глобальных перемен. Закончив индустриальный этап своего развития, мы стремительно переходим в качественно новое состояние. Технологические достижения индустриальной эпохи (глобальный транспорт, телекоммуникации, высокоэффективные производства) сделали мир единым, связным, материально изобильным. Но научно-технический прогресс, до сих пор лишь исправно обслуживавший потребности человека, незаметно превратился из слуги в хозяина и заставляет человека менять свое сознание, свое отношение к окружающему миру. В чем суть этих изменений?
Капитализм, давший толчок к материальному переустройству и служивший идейным знаменем индустриальной эпохи, поставил материальное выше духовного, ничем не ограниченную свободу — выше культуры самоограничений. Но, достигнув пределов развития, он исчерпал себя. Материальная экспансия уперлась в пределы роста и стала порождать экономические и экологические кризисы. Капитализм, как идейный мэйнстрим сыграл свою историческую роль и уходит в прошлое, но что придет ему на смену?
Мир стал замкнут, коммуникативно доступен, оплетен информационными сетями, высокотехнологичен. Это открывает невиданные возможности, но и несет неведомые ранее угрозы. Человечество оказалось на распутье: либо эта связность и информационная «теснота» будет использована для манипулирования и подчинения сознания людей воле «касты избранных», для создания «цифрового концлагеря». Либо эта же связность станет основой для преодоления перегородок «свой – чужой», для возвышения духовного над материальным, для преобладания сотрудничества над соперничеством. Искусственный интеллект может служить как закабалению людей, тотальному контролю над ними, лишению их возможности самостоятельно действовать, так и облегчению решения рутинных вопросов и освобождению людей для творчества и взаимообогащающего общения.
Каким будет мир после наступившего глобального кризиса, запущенного эпидемией вируса COVID-19? Уже понятно, что вошел мир в этот кризис еще капиталистическим, но выйдет из него уже другим. Каким? Можно, конечно, пассивно ожидать результатов происходящих на наших глазах перемен без уверенности, что эти перемены нам понравятся. Но можно и самим принять активное участие в формировании будущего. Наша задача – не ждать, что получится, а начать конструировать новый мир. Но чтобы эта конструкторская работа была осмысленной, должен быть ясный ОБРАЗ БУДУЩЕГО, будущего, в котором хотелось бы жить.
Наше видение ОБРАЗА БУДУЩЕГО и концепции нового Мира можно представить как:

  • Самосогласованное планетарное развитие Мир-организма в гармонии с Биосферой и Человеком
  • Большой Антропологический Переход в ближайшие 30 лет к новой сетевой общественной формации, глобальному сетевому мировоззрению
  • Единство евразийского многообразия как образ альтернативы дискредитированному финансовому глобализму
  • Приоритет выдержки, диалога и согласия перед паникой, конфликтом и войной в отношениях людей и народов, возвращение духовных оснований жизни.

КОНЦЕПЦИЯ — ЧЕЛОВЕК
Мы уже не раз говорили об антропологических рисках цифровой цивилизации, которая, с одной стороны, создает небывалые возможности работы с информацией, новые формы коммуникации и эффективного управления, дополненной реальности и жизни в виртуальных мирах, расширение наших личных, физиологических и социальных возможностей за счет искусственного интеллекта, с другой, риски расчеловечивания и угрозу цифрового концлагеря. За исключением духовной природы, во всех остальных функциях человек уже уступает машине, поэтому вынесение духовности на знамена новой цивилизации является необходимым и единственным способом выживания человечества перед лицом антропоморфизирующейся техносферы, перед возможностью технологической сингулярности большого ИИ. Так же как через две тысячи лет после Осевого Времени, в эпоху европейского Возрождения мудрость, рациональность и культура греков была вновь привита религиозной Европе, породив целостного человека Возрождения, так и в наше время духовность христианства через две тысячи лет возродится на руинах рационалистической, индивидуалистичной и прагматичной Западной цивилизации, создав человека духовного и рационального одновременно, т.е. человека софийного. И если с приходом Христа основная цель «ветхого человека» стала Спасение, то в нашем веке его целью станет осознанное Преображение себя и мира, в синергии с Высшим замыслом. Огромное значение в рождении нового человека будут играть знания о целостном человеке, без разделения по формам его познания, где наука будет обосновывать религию, а та – одухотворять научное творчество и стратегии исследований, что было характерно и для эпохи Ренессанса.
Нам кажется, что ключевыми ценностями и целями человека будущего становятся:

  • Совместная цель – создание общества морально совершенных Творцов
  • Этический проект Человека в сетевом обществе (обновленное «золотое правило» этики)
  • Новая искренность во взаимодействии Человека с другими людьми, в отношениях между народами и в мире в целом. Этика Действия поднимается до Этики Намерений.
  • Мы разделяем традиционные евразийские ценности, признающие, что «Человек создан по образу и подобию Бога и в творчестве он приобщается к замыслу Создателя»
  • В земной жизни у человека есть три истинные духовные цели, жить в согласии с его Совестью, быть Счастливым и стать Творцом
  • Опора Человека на корни и истоки отечественной и мировой культуры содействие их сохранению и развитию
  • Преображение себя и мира в синергии с Высшим замыслом, побеждающим вызовы распадного кризиса старого мира

ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО
Согласно 2000-летним циклам истории, переход следует ассоциировать с распадным постцезарианским состоянием Римской Империи (коллективного Запада сегодня) и последовательным переходом Рима к христианской этике и ценностям, в центре которых находится человек, а не деньги и власть. Что соответствует грядущему Христианскому Ренессансу. Речь идет не о форме, а о мировоззренческой сути людей нового века, хотя сегодня мы, напротив, наблюдаем массовый отказ Запада, и особенно ее элит, от христианских идеалов. Идеи всеобщего братства людей и жертвенного служения ближнему, являются корневыми для первых христиан, а сегодня, в период кризисной трансформации, становятся востребованными через социальные и информационные технологии перед лицом тотальной неопределенности и эпидемических форм самоизоляции людей, сообществ и целых стран. После гибели сакрализованной монархической власти в Европе, развились три основные рационалистические идеологии, основанные на доминантах прав: человека-гражданина – либерализм, общества – социализм, нации – нацизм, которые сгорели в бурных коллизиях ХХ века, и им на смену должна прийти новая идеология сетевого общества. Она рождается как эффективный способ противостояния глобальным вызовам на основе новых технологий коммуникации, но не отторгнет окончательно предыдущие идеологии, скорее синтезируя их на основе возвращения сакральных форм духовной жизни обновленных мировых религий. Для России этот синтез наиболее естественен, т.к. в нашей социальной памяти еще живут все формы предыдущих идеологий. Идеалы духовного единства в память тех, кто «отдал жизнь за други своя» манифестируют в многомилионных шествиях Бессмертного полка 9 мая, который стал вселенским праздником памяти жертвы России и Мира во многих странах. Мы уже отмечали в работах клуба, что для России – это возрождение архетипов общинного строительства жизни по Сергию Радонежскому и многих идей государственного строительства первых отцов церкви времен императора Юстиниана. Идея соборности и синергии – сотворчества человека и Бога – может стать основой софийной идеологии России.
Коротко, ориентиры новой идеологии и общественного устройства можно сформулировать так:

  • Сетевой матрикс – здравый смысл, пассионарность и патриотизм в гармонии с всечеловеческим началом.
  • Национальное, социальное и личностное преображение, сбережение человека, Родины, народа и природы.
  • В основе всего, что человек делает должна лежать Любовь и творческая энергия.
  • Новое общество – многонациональное, соборное по своей сути.
  • Преобладание общественной собственности
  • Общинное самоуправление и общинное право вето
  • Взаимная ответственность и доверие власти и народного самоуправления

Властная иерархическая вертикаль сохранится лишь там, где необходима высокая скорость принятия решения. Возрастет персональная ответственность иерархов. В условиях перманентного мирового кризиса это надолго.
Итогом сказанного являются Десять тезисов Нового мира:

  • Справедливость. Основой общества является справедливость. В основании принятия любого решения также лежит справедливость. Справедливость порождает гармонию.
  • Гармония. В обществе должны гармонично развиваться любой человек, любой этнос, любая народность (Единство разнообразия). Гармония – это лад и согласие. Согласие и единение всех и каждого рождает этику совести.
  • В обществе доминирует этика совести, в том числе золотое правило этики – поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Житие по совести – это и умение прощать.
  • Умей прощать. Учиться прощать и принимать все происходящее – один из важнейших уроков для человека и человечества. Высшая степень прощения – это любовь.
  • Учись любить. Любовь к ближнему и дальнему, любовь ко всему сущему, к Земле и Космосу. Нести благо и запрет нести вред. Любовь — это мера развития человека и эволюция человечества. Любовь материализуется через творчество.
  • Творчество является основным императивом каждого человека и общества в целом. Цель каждого – стать творцом, а цель человечества – создать общество творцов. Через творчество начинается процесс духовного совершенствования человека.
  • Моральное и нравственное, духовное и культурное совершенствование человека и человечества в целом. Нравственность и духовность переходят в сферу экономики.
  • Человекоориентированная экономика. Вместо конкуренции – многослойная кооперация. Осознанная экономика и искусственный интеллект. Цифровая экономика, как переход к инновационной экономике. Сохраняя ориентацию на потребности человека экономика переходит к природосбережению и народосбережению.
  • Ресурсосберегающая экономика, экономика возобновляемых ресурсов. Основа экономики – эффективность вместо прибыли. Отсутствие ссудного процента, невозможность экономического паразитирования. Новая экономика рождает меритократию.
  • Власть – это ответственность перед миром, обществом и самим собой. Главный критерий для власти – это справедливость. Где нет справедливости – там нет государства.

СТРАТЕГИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Как мы уже не раз писали, любая стратегия в управлении социумом идет от идеологии, а идеология рождается из концепции. Без идеологии управление невозможно. Ошибочно считать, что миром правят деньги, управление финансами – это не более чем перераспределение ресурсов, без идеологии управление невозможно, тем более управление стратегическое. Выше мы тезисно сформулировали концепцию и идеологию нового мира. Исходя из них, мы должны построить стратегию государства Российского как минимум на весь XXI век.
Основа нашего государства – это русская православная ментальность (здесь не надо бояться слова православный, ментально православным может быть и мусульманин, и буддист, и даже атеист). Русская цивилизация имеет неоценимый исторический опыт ассимиляции различных культур, в результате которой эти культуры не только сохранились, но и получили новый импульс к развитию. Именно русская цивилизация должна стать одной из основ нового миропорядка, нового Мира-Организма, где каждое государство, каждая нация и народность найдут свое достойное место.
Что же касается собственно системы управления обществом, то здесь, в условиях цифровизации необходимо грамотное сочетание сетевых и иерархических структур как государственного управления, так и местного самоуправления.
Тезисно принципы формирования стратегии и системы управления выглядят так:

  • Сохранение и развитие Русской цивилизации как одной из осевых структур нового миропорядка.
  • Сопричастность и привлечение всего мирового сообщества к пониманию концепции и идеологии Русского мира
  • Идеологический каркас в стратегии — основа управления
  • Сочетание сетевых и иерархических методов управления и самоуправления

ГОСУДАРСТВО
Любая социальная структура имеет цель своего существования. Знание цели необходимо, как для понимания механизма действия социального объекта, так и для планирования вектора его развития. Подлинная цель государства – это сохранение и приумножение проживающего под его юрисдикцией народа, а также находящихся на его территории биологических и природных ресурсов. Власть должна иметь «отцовское начало», то есть обладать мудростью и ответственностью, заботиться о своих подданных, не зависимо от их социального статуса. Форма реализация такой власти – сетевая цифровая меритократия. Для того, чтобы она стала возможной необходимо исключить возможность монетизации власти. Это возможно при соблюдении трех условий. Во-первых, полная цифровизация финансового оборота на основе технологии блок-чейн, когда все финансовые трансакции хранятся в системе распределенного реестра, то есть они прозрачны и декриминализированы. Во-вторых, это принятие Закона о соответствии доходов и расходов всех граждан, включая чиновников и госслужащих. И, в-третьих, нахождение в открытом доступе кадастровых реестров на все виды собственности (за исключением документов, связанных с государственной безопасностью). Таким образом, мы исключаем возможность незаконного обогащения за счет госслужбы и превращаем её из разновидности бизнеса в тяжелый ответственный труд, прозрачный и подконтрольный цифровому обществу. Для принятия сложных решений необходимо использовать профессиональные (цифровые) сообщества, как для выработки алгоритмов управления, так и для экспертизы принимаемых решений. В новом обществе должно быть оптимальное сочетание иерархических, сетевых и рыночных методов управления, в зависимости от решаемых задач.
Коротко тезисы, связанные со структурой нового государства выглядят так:

  • Основная цель государства – сохранение и приумножение народа и природных ресурсов на подконтрольной территории.
  • Тип управления – власть достойных (сетевая цифровая меритократия) и «отцовское начало» – мудрость, ответственность, забота об Отечестве.
  • Способ управления – сочетание сетевых, иерархических и рыночных структур, осознанное управление через идеологию и целеполагание.
  • Разумное и оптимальное алгоритмическое регулирование управления профессиональными сетевыми (цифровыми) сообществами.

ЭКОНОМИКА
Все природные блага и основные активы должны находиться в общественной собственности. В обществе не должно быть ни бедных, ни сверхбогатых. На минимальный доход можно реально прожить, при этом, не находясь за чертой бедности. Весь крупный бизнес либо государственный, либо под контролем государства. Все естественные монополии — государственные. Весь мелкий и средний бизнес частный. Мелкий бизнес и самозанятые налогами не облагается, весь остальной бизнес платит единственный налог с оборота, причем взимается он автоматически при перечислении денег. Налог на зарплату тоже единый, взимается при перечислении денег на счет частного лица.
Основным принципом новой экономики является производство реальных товаров и оказание реальных услуг. Ниже приведены базовые принципы такой экономики:
Цель любого предприятия — не извлечение прибыли, а максимальное удовлетворение потребностей общества в реальных товарах и услугах. Индивидуальный подход к изготовлению вещей, конец массового производства. Глубокая переработка отходов позволяет максимально экономить ресурсы, а возможности «апгрейта», заложенные при создании вещей, делают их практически вечными. Общественное пользование средствами производства и совместное владение предметами долговременного пользования. Природо- ресурсо- и энергосбережение, как основа экономики будущего. Бережное отношение к ресурсам и их возобновление.
Тезисно это выглядит следующим образом:

  • Человекоцентричная цифровая экономика. Экономика для человека, а не наоборот
  • Ресурсосбережение, глубокая переработка отходов («вечные» вещи).
  • Введение природной ренты
  • Создание Государственного банка России и программы по защите национальной валюты
  • Создание Госплана России
  • Сетевые общинные социально-ориентированные принципы (в том числе безвозмедное дарение, участие работников в управлении и т.д.)
  • Кооперация сетевых профессиональных сообществ.

ЭКОЛОГИЯ
Н.Бор в одной из своих поздних статей дал такое определение человека – животное, живущее в языковых сетях. Человек, с одной стороны, крепко связан с биосферой, а, с другой стороны, связан с чем-то высшим – неведомым, с тем, что формирует гармонию космоса.
С некоторого момента, начав «подчинять себе окружающий мир», создавая присваивающую экономику и осваивая окружающий мир, используя знания, накапливаемые в потоке поколений в языковых сетях, человек в основном ориентировался на улучшение своего материального благополучия. Он не задумывался об ограниченности окружающего его мира и о том, что он есть лишь часть этого мира. За последний век цель – достижения материального благополучия, выродилась в оголтелое стремление денежного богатства или максимизации процента на капитал. При этом именно в ХХ веке начинает осознаваться факт того, что биосфера ограничена, что Мир есть нечто целостное. Мир, условно говоря, подобен Организму. Осознание этого проявлено в стремительном общественном интересе к проблемам экологии.
Мы не имеем в виду феномены типа Греты Тумберг, или развития различных форм зеленого движения, мы имеем в ввиду целостные, системные научные работы В.И. Вернадского, В.Н. Сукачева, Н.Н.Моисеева и др.
Об исчерпании антропоцентрического взгляда на цели развития цивилизации начали говорить ещё тридцать лет назад. Наступает эпоха единого целостного МИР-ОРГАНИЗМА — человека, природы и культуры.
Со времен работ В.И.Вернадского, столетней давности, мы осознаем, что человек стал геологической силой, а с начала этого века мы говорим уже об эпохе Антропоцена, понимая, что деятельность человека является существенной силой даже в отношении климата, не говоря уже о Биосфере. Вместе с тем, в современной техногенной и потребительской цивилизации человек воспринимается как внешний фактор для жизни на Земле, хотя он является не просто частью Биосферы и окружающей среды, но и симбионтом с царствами вирусов и бактерий, которые резко мутируют в условиях загрязнения окружающей среды, изменения климата, уничтожения экосистем, редактирования генома растений и животных. Пандемии новых вирусов, взламывающих межвидовые барьеры, будут перманентными, и никакая вакцинация за ними просто не успеет. Единственная надежда на естественный иммунитет человека, который давно заменен и ослаблен аллопатическими препаратами, антибиотиками, синтетическими витаминами и вакцинами. Основной естественный иммунитет человека связан с непатологической биотой нашего кишечника, которая радикальным образом зависит от психических состояний человека. Например, в С-Пб в период психологической травмы населения в 1991- 1993 годы, во много раз выросла смертность от инфекционных хронических заболеваний, туберкулеза, сифилиса и т.п., что связывается с экзистенциальным дистрессом от страха обреченности планов и неопределенности будущего. Фактически, бушевала психодемия, унесшая многие жизни.
Короновирусная инфекция так же сопровождается раздуваемой психодемией страха и фобий с синдромом враждебности к «прокаженным». Отметим, что мобилизационный нормальный стресс во время Великой Отечественной войны, напротив, прекратил многие заболевания. Таким образом, перед нами стоит задача создать здоровую духовно и психически среду обитания, свободную от массового психоза, сублимировать страх психики в ее мобилизацию ради высоких целей. Именно это и осуществляет любая духовная практика, когда состояние безысходности и страха должно быть усмирено горячей молитвой к Высшему началу за ближних и реальной помощи им. Социальный психоз может быть усмирен интенсивным обращением к религиозным, духовным практикам, к народной сердечной и искренней взаимопомощи, которые гармонизируют и здоровье, и иммунитет во время эпидемий. Видимо, это один из мотиваторов существования духовной культуры человечества многие тысячи лет. Это и есть ключ к экологии человека и общества, не только в нравственных мыслях и поступках, но, что не менее важно, в высоких духовных состояниях человека, поднимающих его защитные силы в отношении микробиоты.
Наши тезисы в этой области:

  • Восстановление разрушенных экосистем с целью возрождения гармонии между человеком и природой, предупреждения патогенности биосферы
  • Развитие общинных поселений с учетом биосферных ограничений
  • Развитие: «зеленой» энергетики, производств замкнутого цикла. Включение переработки твёрдых бытовых отходов в производственные цепочки
  • Добыча строго ограниченного количества ресурсов, в соответствии с реальной потребностью экономики России
  • Распространение в сетевой среде духоподъемных практик, удерживающих высокие духовные состояния человека, защищающих его природную адаптивность и иммунитет

КУЛЬТУРА
Культура – буквально культ света, света полноты жизни в духе. Тысячи лет она освящала жизнедеятельность человека, его бытовые практики и ремесла через сакрализацию всех действий архаического человека, обряды традиционных обществ, теплоту человеческих сердец и любовь рукоделия, рождая красоту и гармонию даже в быту повседневности.
Свет культуры всегда имел духовную природу и пронизывал всю жизнь и традиции любых народов. Культурный человек всегда творец, он распознает и создает красоту и гармонию в мире, в других людях, в себе самом. Важно, что красивая форма должна нести и красивое содержание, порождая и духовно красивое состояние человека.
Культура в наше время перестала быть основой жизни, ее вынесли в музеи и театры, книги и фильмы, шоу и баттлы. Она покинула наши жилища и поселилась в храмах культуры, которые мы иногда посещаем и на культурных мероприятиях, на которых мы о ней вспоминаем. Хотя мы все еще говорим по инерции о религиозной, научной, светской культуре. Не удивительно, что сегодня в России по статье расходов в бюджете культура на последнем месте.
Культура будущего общества вернется в нашу повседневность, станет нормой жизни людей-творцов, иначе они просто не смогут творить, и начинать прививать культуру надо уже с младенчества. А русский язык всегда будет основой межнационального общения, согласия и культурного строительства в России. Вот как нам видятся основные задачи в области культуры:

  • Возрождение духовных основ жизни целостного просвещённого человека через воспитание, культуру и религиозное образование
  • Информационная экология и культура, как неотъемлемая часть повседневной жизни человека. Бережное отношение к истории. Гармоничный баланс патриотизма и всечеловеческого начала
  • Русский язык – основа межнационального согласия
  • Возрождение родной культуры, массовое вовлечение молодежи в эту деятельность.
  • Возрождение массовых детских культурно-воспитательных проектов (кинематограф, литература, театр, Интернет-проектов, международных проектов)
  • Создание государственной программы переводов литературы с национальных языков народов России на русский язык. Передача курирования вопросов издания современной российской литературы в Минкультуры России из Федерального агентства по цифровой печати и массовым коммуникациям.
  • Создание государственно-общественной программы защиты русского и других национальных языков в сети Интернет
  • Формирование в сети и СМИ специальных проектов о духовных вопросах, смысле жизни, самосовершенствовании.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА

Мировая ситуация со здравоохранением находится в состоянии катастрофы. Помимо угроз техногенного и антропогенного характера, мир в начале 2020 года поразила пандемия коронавируса, в одночасье превратившая все страны в один большой карантинный барак. На этом фоне становятся очевидны все просчеты здравоохранения как в мире, так и у нас, в России, хотя в целом мы с этой пандемией справляемся достойно. Это происходит в том числе и потому, что, слава Богу, у нас сохранилось наследие советской санитарно-эпидемиологической службы, отлаженная советская система прививок и миллионы героически жертвующих собой практикующих врачей и медработников самых разных специальностей.
Тридцать лет назад ученые предупреждали, что растет патогенность биосферы по отношению к человеку. Сегодня же существующие эпидемиологические прогнозы не сулят миру ничего хорошего, техногенный Антропоцен может приносить еще множество эпидемий и пандемий, с тысячами новых стремительно мутирующих инфекций, от которых наука не сразу сможет произвести вакцину или лекарственное препараты.
Здравоохранение обязано гарантировать людям достойную защиту их здоровья и в этой ситуации очень важно воссоздать государственную систему здравоохранения. Кроме того, необходимы профилактика и укрепление иммунитета, в том числе иммунитета психосоматического, духовно-нравственного, особенно потому, что патологической средой распространения пандемий и эпидемий во все времена были страх, паника, нагнетание уныния и пессимизма. Лекарство от этих состояний имеет несколько аспектов. Они связаны непосредственно с экологией человека: с внешней средой его обитания и с его внутренней средой – микробиотой. Для каждого эта проблема упирается в систему здорового образа жизни, здорового питания, включая чистую воду и чистый воздух, здравого осмысленного мышления, творческих занятий, а также практику нормального стресса, где главное место занимают не только и не столько сами по себе физические нагрузки, сколько разработка комплексной программы самосовершенствования (личной и семейной), включая опору на принципы натуропатии (природоподобных методик лечения и профилактики). В эту программу также входят духовные практики, причем в первую очередь отечественные, родные по языку и культуре. Далее, сюда входит система аутопоэзиса (самовыстраивания, самораспознавания), научение распознавать свою глубинную мотивацию (побудительные намерения), преодолевать кризисные факторы свой жизни и вырабатывать самомобилизацию, собственную целевую стрессовую стратегию и нормальную выносливость. Сюда же входят системы гуманитарного и нравственного образования, системы воспитания самоотдачи и любви к ближнему как к самому себе, ответственности, взаимопомощи и милосердия, нравственной чистоты и душевной открытости, честности и искренности. То есть тех качеств, которые в русской культуре всегда были традиционными и определяющими на протяжении столетий. Здесь мы предлагаем следующие тезисы:

  • Здравоохранение должно быть полностью бесплатным
  • Преобладание государственной системы здравоохранения
  • Популяризация здравого смысла и здоровья – физического, ментального, нравственного, духовного
  • Широкое распространение сетевых децентрализованных сообществ и товариществ здорового образа жизни
  • Воссоздание государственной системы профилакториев и санаториев, в том числе с учетом особенностей материнства и детства
  • Создание системы транспортной срочной медицинской помощи, дистанционной диагностики и консультирования.

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
Роль образования (воспитания и обучения) в любом обществе сводится, в первую очередь, к формированию норм, ценностей и навыков общественной и личной жизни будущего гражданина, а также усвоения знаний и умений, необходимых для взрослой жизни в обществе и дальнейшего профессионального роста личности. Причем, в современном образовании творческие, креативные способности ребенка практически не развиваются. Система подготовки к ЕГЭ уже с младших классов съедает все время на бессмысленную зубрежку и формирует формально-нормированное отношение к миру. Это национальная катастрофа в образовании, а основная задача обучения и воспитания сегодня сводится, почти исключительно, к репликации очередного члена социума потребления, неспособного думать самостоятельно. Это мы с горечью наблюдаем в последние годы как стремительное падения уровня подготовки первокурсников, не способных учиться в вузе. Порочность нашей системы воспитания связана с тем, что школа практически самоустранилась от воспитания ребенка, а в высшей школе воспитание не предполагается вообще. Человека воспитывают семья и улица, которые зачастую сами требуют воспитательных мер. Это объясняется тотальной деидеологизацией процесса обучения, записанной в конституции, поэтому предложение ребенку любой системы ценностей рассматривается как идеологическое насилие, согласно либеральной доктрине. Необходимо срочное возвращение к идеалам и методам классической системы образования, гуманной педагогике, в которой процесс воспитания начинается с пеленок и проводится соборно всеми институтами общества, а не только семьей и школой.
Здесь радикально важны два вопроса. Первое – формирование образов-идеалов и ценностей на примерах подвигов и жертвенного служения граждан и народа России на протяжении многих веков ее истории вплоть до нашего времени, что практически исключено в нашем сегодняшнем образовании. Второе – воспитание любви к ближнему, через собственные примеры поступков и поведения воспитателя, чему не учат современных педагогов.
Отметим, что цифровизация в школе не решает этих проблем, более того, в до подростковый период компьютерные игры, общение через социальные сети и коммуникаторы должны быть минимизированы, в связи с рисками формирования в этом возрасте игровых зависимостей, доминанты клипового мышления и блокировки усвоения нравственных норм и эмпатического понимания сверстников и взрослых. Фактически, есть риски атрофирования нравственно-эмоциональных способностей человека. Образование будущего должно быть направлено на формирование целостного духовного творческого человека, принимающих иерархию культурных ценностей от семьи и малой родины, до отечества, человечества и всего живого.
Тезисно это выглядит так:

  • Цель образования – воспитание нравственной и творческой личности.
  • Гармоничное сочетание гуманитарного и естественнонаучного образования на основе изучения истории развития человеческого общества
  • Непрерывное образование в течение всей жизни.
  • Любовь к истокам и родной культуре, и в то же время к человечеству в целом и к Земле.
  • Традиционные ценности: семья, Родина, уважение к старшим в гармоничном балансе с идеологией улучшения мира и создания эффективного сетевого общества
  • Создание сети центров детского и юношеского творчества и патриотического воспитания на новом технологическом уровне
  • Среднее и средне-техническое образование должно быть бесплатным

НАУКА
Несмотря на огромные достижения, наука, как социальный институт, подвержена всем болезням современного общества. В первую очередь, это утрата своего идеала — производства новых открытых истинных знаний на благо человека, поскольку прикладная наука все больше коммерциализируется и работает в угоду корпоративным интересам крупного бизнеса и военных, а не в интересах человечества, живущего в гармонии с природой. Таким образом, необходимо восстановить этос науки на широких междисциплинарных и этических основаниях.  Во-вторых, в современном обществе потребления и деградации целостного образования, рациональное мировоззрение приходит в упадок и позволяет манипулировать безграмотным населением в целях, не всегда совпадающих с интересами людей, чего можно избежать через обновление высшего образования и популяризацию науки в Русском мире. В-третьих, новая цифровая эпоха роботизации и искусственного интеллекта создает неведомые ранее социо-гуманитарные вызовы всеобщей занятости, организации досуга, атрофии психо-ментальной сферы и, самое главное, экзистенциальных смыслов жизни человека. Эта проблема мировоззренческая и может решаться только в диалоге естественных наук, наук о человеке и духовных практик традиционной культуры. Фокус научного интереса должен перемещаться с изучения и преобразования неживой природы на изучение и преобразование человека и общества. В-четвертых, грядущая постэпидемическая реальность, перспектива перехода к новому цифровому технологическому укладу и возможные войны уже во второй половине 20-х годов с необходимостью потребуют опоры страны на внутренние ресурсы, реиндустриализацию и возрождение отраслевой науки. В-пятых, занятие наукой – это один из мощнейших способов творческого самовыражения. Прививка интереса к науке, к научному творчеству – важнейшая задача системы образования, общества в целом на пути формирования человека будущего, человека-творца. Поэтому мы предлагаем следующие меры в развитии современной науки:

  • Бесплатное высшее образование.
  • Привлечение русскоязычных иностранных студентов – на бесплатной основе (Россотрудничество и Минобразования).
  • Развитие и поддержка научных школ, особенно в сфере фундаментальной науки.
  • Развитие мегапроектов космических исследований и исследований междисциплинарных проблем целостной космо-гео-биосферы обитания человека.
  • Философский ренессанс – основа научного мировоззрения во всех дисциплинах. Ученый-энциклопедист как междисциплинарный идеал научного работника.
  • Создание сетевых структур управления наукой с широким применением таких форм исследовательской и конструкторской активности, как научные парки, творческие команды и артели, сети экспертов и др.
  • Творческий диалог науки с вненаучными формами познания мира.
  • Развитие природоподобных, природосберегающих технологий и системы социальной этической экспертизы научно-технических проектов.
  • Развитие цифровизации сферы исследований не только наук о природе, но и социогуманитарных наук и культуры с целью познаний законов развития человека и общества.
  • Восстановление Государственного Комитета по Науке и Технике в связи с необходимостью реиндустриализации страны и переходу ее к новому технологическому укладу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В далеком 1848 году К.Маркс и Ф.Энгельс пишут «Манифест коммунистической партии». Можно как угодно относиться к этим людям и их произведению, но одно бесспорно – им удалось спроектировать будущее. Середина XIX века, в России крепостное право, в половине штатов США процветает рабовладение, в большинстве известных стран правят монархи и на этом фоне два мечтателя пишут об обществе социальной справедливости. Пройдет несколько десятков лет и на карте мира появится Страна Советов – первая попытка создать такое общество. О чем это нам говорит? Идея (идеология) всегда рождается в головах мечтателей в периоды исторических переломов и затем, овладев массами, воплощается в реальность. Сегодня мы на пороге такого исторического перелома, который носит название Большой Антропологический переход и именно сейчас должна родиться идея нового мира (новая идеология). На наш взгляд, основой этой идеологии будут сетевое (софийное) общество, меритократия в управлении и сетевая социальная справедливость (сетевой социализм).
Выше мы кратко, но разнопланово обсудили возможные образы, цели и идеалы будущего общества, достижение которых может занять месяцы, годы, а в некоторых случаях, десятилетия. Настоящие тезисы, написанные на Страстной неделе в апреле 2020 года должны лечь в основу широкой дискуссии по новому мироустройству. Мы приглашаем к диалогу все здоровые силы в России и за ее пределами для выработки, прежде всего, концепции нового Мира-Организма, который сможет впитать в себя все человеческие цивилизации, нации и народности не разрушая их, а бережно сохраняя разнообразие мировых культур (Единство многообразия).
Тезисно особенности наступающего Миропорядка выглядят так:

  • Большой Антропологический переход
  • Сетевое (софийное) общество
  • Меритократия
  • Сетевой социализм

Заключение 2. Дискуссионная панель

Мы изложили выше нашу концепцию, но на сегодняшний день в обществе развернута обширная дискуссия о будущем, где в общем потоке мнений выдвигается концепция Планетаризма, трактующая весь мир как единое связанное техногенное пространство, где необходимо установление мира для всех.
В этой концепции особое место уделяется новым экономическим отношениям, и системам управления с мегаискусственным интеллектом. Главное в будущем мире, как показывает концепция Планетаризма, будет заметное исчерпание борьбы капитализма и социализма, как в советском, так и в китайском варианте. Сторонники Планетаризма утверждают, что капитализм обеспечил благополучие среднего класса, которое теперь оказалось под угрозой из-за потребительской экспансии, которая уперлась в пределы роста, вынудив капитализм изменяться, перейти к от финансовой стратегии к стратегии самоограничения, государственного планирования и бесплатной социальной защиты. В то же время сторонники Планетаризма считают, что и социализм – это прошлое.
В ситуации такого – по их мнению, мировоззренческого тупика – стал проявляться старый иерархический национал-популизм, призывающий к разделению народов по «благоустроенным» национальным квартирам, загоняя их в «цифровой концлагерь» путем чипизации и другим методам тотального контроля. Данное обстоятельство, как считают сторонники Планетаризма, есть вызов единой планетарной цивилизации жить в мире и счастии в гармонии с природой и вселенной.
Сторонники Планетаризма хотят гарантировать благополучный исход Большого Антропологического Перехода и поэтому после окончания пандемии предлагают двигаться к счастью новой общественной формации сетевого типа. Для этого они предлагают обозначить приоритет целей всего человечества перед региональными и государственными, групповыми и личными интересами. Далее, они предлагают сплотить ряды против всех агрессивных действий, направленных на деградацию личности и разобщению социума, за то, чтобы наступило всеобщее благоденствие, социальное и безопасное процветание всех людей на Земле независимо от расы, национальности, конфессии, пола, возраста и социального происхождения.

Дискуссия продолжается. Какое мнение у вас?